Tant qu'on reve encore Rien n'est perdu
Раз уж я начала писать посты про теорию музыки, то и продолжу. Продолжая основы, хочу поговорить о длительностях, паузах, музыкальном размере и некоторых наиболее простых ритмических рисунках.


Снова многа букав
Мы знаем, что музыка бывает как минимум быстрая и медленная. Создаётся это не только за счет темпа, но и за счет определенных длительностей: чем темп медленнее, тем длительность крупнее, длиннее, а чем темп быстрее, чем длительность меньше.
Для того, чтобы было легче объяснять длительности, я сначала скажу о музыкальных размерах. читать дальшеВ музыке существуют сильные, относительно сильные и слабые доли. Забудем пока про относительно сильные и поговорим про сильные и слабые доли. Сильные доли - доли опорные. Их легко услышать в самой попсовой песне.
Возьмем, например, песню "Голубой вагон". Я выделю жирным цветом сильные доли, чтобы было понятно, что я имею в виду:
Медленно минуты уплывают вдаль
Встречи с ними ты уже не жди
Как видно, в вокальной музыке сильные доли, как правило. совпадают со смысловыми ударениями стиха. Этим, кстати, отличается хорошая музыка. послушайте попсу, и поймёте, что там сильная доля частенько приходится на безударный слог слова, причем певцы этого не понимают, делают акцент на этом безударном слоге, отчего получается порой вообще какое-то непонятное для восприятия слово. Исклбчением в классической музыке является обработка, аранжировка или стилизация народных песен - для народной песни как раз-таки характерно смещение ударения туда-сюда. Но все же в пределах понимания.
Так, с сильными долями разобрались. Слабые доли - все остальные. Про относительно сильные скажу чуть позже.
Такт - это, можно сказать время, которое объединяет одну (только одну!) сильную и несколько слабых долей. Сильная доля всегда - первая. На картинке показаны два такта:


Итак, музыкальный размер - это количество долей определенной длительности, образующих такт. Каждую долю принимают за цифру, то есть каждую долю считают: раз, два, три, четыре, пять, шесть и т.д.
Размер как раз-таки и позволяет понять, сколько долей должно быть в одном такте.
Самые распространённые размеры: 2\4, 3\4 и 4\4. На картинке выше видно, как они записываются на бумаге. Что же обозначают эти циферки? верхняя (первая) обозначает количество долей в такте. Вторая - какие эти доли по длительности.
Ну вот, дошли до длительностей)) читать дальше
Каждая нота , кроме целой, состоит из головки (круглой части) и штиля. Головки бывают закрашенные или незакрашенные, а штилей существует множество видов) Их сочетание между собой даёт нам разные длительности.
Давайте разберём, какие длительности у нас существуют. Начнём с середины, с самой распространённой длительности - четверти. У неё (см.картинку) закрашенная головка и прямой штиль, который тянется вверх или вниз от головки (в зависимости от того, на какой линейке или между каким линейками на нотном стане записана нота - обычно штиль тянется вверх, но если нота находится выше си первой октавы (третья линеечка), то штиль начинает тянуться вниз).
Как мы видим, чаще всего размер такта как раз-таки состоит из таких длительностей - четвертей. Если при ключе стоит размер 2\4, значит четвертей в такте будет две. Если 3\4 - три, а 4\4 - четыре.
При этом совсем необязательно, что весь такт будет состоять исключительно из этих длительностей (иначе музыка была бы очень однообразная).
Смотрим на картинку и видим, что четверть можно разделить, как апельсин на дольки. Делим один наш апельсин на две части и получаем две новые длительности - восьмые. То есть восьмая - это нота, которая звучит в два раза короче, чем четверть. Следующий вывод: в одной четверти содержатся две восьмые, что и показано на картинке.
В свою очередь, восьмую тоже можно принять за апельсин и поделить на две части. делим и получаем шестнадцатые. В одной восьмой две шестнадцатых. В одной четверти - четыре шестнадцатых. В общем, сплошная математика!))
Как же у нас выглядят внешне восьмые и шестнадцатые? У них есть несколько способов записи. Первый способ - закрашенная головка и загнутый штиль у восьмой и двойной загнутый штиль у шестнадцатой.
Второй способ образуется при объединении восьмых, или шестнадцатых, или и тех, и других в группы. Чаще всего, если эти длительности находятся рядом, их заносят под одну "шапку" (внизу картинки у вас есть суммы восьмых и шестнадцатых - вот о них я и говорю).
Ну, и разберёмся с двумя незакрашенными нотами - с половинной и целой.
Половинная в два раза крупнее четверти, то есть состоит из двух четвертей. Целая же состоит из двух половиной или четырёх четвертей.
Вроде бы всё просто)))
теперь нужно разобраться, как все эти знания впихнуть в один такт. читать дальшеПо сути, их можно впихивать, как угодно. Вся разница будет в группировке нот, но пока об этом не запаривайтесь.
То есть, если у нас размер 4\4, то один такт у нас может выглядеть так: четверть, потом две восьмых, потом четыре шестнадцатых, потом, например, опять две восьмых. В следующем такте может быть половинка и четыре шестнадцатых, а в третьем - вообще одна целая нота.
В общем, что хочу, то и ворочу. Главное, чтоб слушалось гармонично)))
Теперь, после того, как разобрались с длительностями, расскажу про ещё один размер - 6\8 и про относительно сильную долю. читать дальшеКак мы видим, здесь пульсация (счёт) идёт не четвертями, а восьмыми нотами. Это размер танцевальный, вальсовый, лёгкий, обычно музыка в таком размере не звучит медленно (для медленных темпов применяют размеры четвертные. Если нужна вальсовость, то берут 3\4, 6\4, 9\4, 12\4).
Мы видим, что восьмых в такте с таким размером может быть шесть. То есть в такте может быть, например, восьмая+две шестнадцатых+восьмая+четверть+две шестнадцатых.
Этот размер интересен тем, что это размер сложный (как, кстати, и упомянутый ранее размер 4\4. Так что все, что я скажу здесь, будет относиться и к нему). Сложный размер - это значит, что это размер, состоящий из суммы двух простых. Это, опять же, как в математике: 2+2=4, 3+3=6. 2 и 3 - числа простые, а 4 и 6 - составные (сложные). Вот и у нас 4\4 - это 2\4 + 2\4, а 6\8 - это 3\8 + 3\8. То есть, по логике вещей, раз в размере 4\4 два размера по 2\4, то 1 и 3 доля должны быть сильными (считаем раз-два-три-четыре, а можно посчитать раз-два-раз-два, но двух сильных долей не бывает, так что не первую ударную долю называют относительно сильной.
В размере 6\8 всё аналогично: считаем раз-два-три-четрые-пять-шесть, что аналогично раз-два-три-раз-два-три.
немножко вернёмся назад к тому, что аналогично с длительностями - к паузам.



читать дальшеПауза - это тишина в музыке. Но, несмотря на то, что это тишина, это не значит, что музыка в этот момент заканчивает, останавливается. музыканты говорят, что паузы тоже звучат. Иногда паузы более проницательны, чем звуки и могут музыкально выразить больше нот.
Паузы тоже различаются по длительностям и соответствуют длительностям нот. Я думаю, тут по картинкам всё понятно)))
Наконец, можно поговорить о ритмических рисунках. читать дальшеИх существует море, но сегодня поговорим о пунктире.
Что такое пунктирный ритм? При пунктирном ритме у нас к ноте (любой длительности) прибавляется точка, которая к длительности ноты прибавляет ещё её половину.
Если сравнивать с математикой, это дробные числа. Например, если четверть - это цифра 4, то четверть с точкой - это 4,5. То есть, по сути, точка, стоящая рядом с четвертью равно восьмой ноте.
А если точка стоит у восьмой, то она будет равна шестннадцатой.
Пунктир образуется как раз за счёт этой самой точки. Возьмём размер 2\4. В него умещаются две четверти. А если у первой четверти у нас появится точка, то место в такте останется только для восьмушки.
Надеюсь, понятно))
Такой пунктир, который образуется у половинной или четвертной ноты, называется крупный пунктир. (На картинке выделен зелёным)


Соответственно, если точка стоит у восьмой или шестнадцатой (или тридцать второй, или ещё мельче), то это мелкий пунктир.


Для того, чтобы сыграть пунктирный ритм, я рекомендую его сначала простучать или прохлопать. Например, последнюю картинку я бы просчитывала шестнадцатыми так (жирным выделено то, что нужно стучать, то есть следующая нота): раз-и два-и три-и четыре-и раз-и два-и три-и четыре-и
Вообще, я хочу сказать, что музыка - одна из самых важных величин в музыке. С ритма должно начинаться любое обучение. Это очень важно и опасно недооценивать ритм. У большинства студентов-музыкантов проблемы не с техникой, не с выразительностью, не со слухом, а именно с ритмом. Потому что когда-то они решили, что это игрушки по сравнению с игрой на инструменте, теорией и так далее.
Это большое заблуждение.
С ритмом нужно работать постоянно. Как с ним работатьНужно:
- находить ритмические упражнения (в интернете их море. можно также придумывать самому),
- стучать их сначала двумя руками или одной,
- потом пытаться одной рукой стучать только сильную долю, а другой - все доли.
- дирижировать размер с проговариванием про себя нот в ритме
- дирижировать размер одной рукой, другой - простукивать ритм
- дирижировать размер и петь нотки
Ритмических цепочек в интернете море, но если кому нужно - я пришлю ссылки на учебники, пособия и картинки.


Снова многа букав
Мы знаем, что музыка бывает как минимум быстрая и медленная. Создаётся это не только за счет темпа, но и за счет определенных длительностей: чем темп медленнее, тем длительность крупнее, длиннее, а чем темп быстрее, чем длительность меньше.
Для того, чтобы было легче объяснять длительности, я сначала скажу о музыкальных размерах. читать дальшеВ музыке существуют сильные, относительно сильные и слабые доли. Забудем пока про относительно сильные и поговорим про сильные и слабые доли. Сильные доли - доли опорные. Их легко услышать в самой попсовой песне.
Возьмем, например, песню "Голубой вагон". Я выделю жирным цветом сильные доли, чтобы было понятно, что я имею в виду:
Медленно минуты уплывают вдаль
Встречи с ними ты уже не жди
Как видно, в вокальной музыке сильные доли, как правило. совпадают со смысловыми ударениями стиха. Этим, кстати, отличается хорошая музыка. послушайте попсу, и поймёте, что там сильная доля частенько приходится на безударный слог слова, причем певцы этого не понимают, делают акцент на этом безударном слоге, отчего получается порой вообще какое-то непонятное для восприятия слово. Исклбчением в классической музыке является обработка, аранжировка или стилизация народных песен - для народной песни как раз-таки характерно смещение ударения туда-сюда. Но все же в пределах понимания.
Так, с сильными долями разобрались. Слабые доли - все остальные. Про относительно сильные скажу чуть позже.
Такт - это, можно сказать время, которое объединяет одну (только одну!) сильную и несколько слабых долей. Сильная доля всегда - первая. На картинке показаны два такта:


Итак, музыкальный размер - это количество долей определенной длительности, образующих такт. Каждую долю принимают за цифру, то есть каждую долю считают: раз, два, три, четыре, пять, шесть и т.д.
Размер как раз-таки и позволяет понять, сколько долей должно быть в одном такте.
Самые распространённые размеры: 2\4, 3\4 и 4\4. На картинке выше видно, как они записываются на бумаге. Что же обозначают эти циферки? верхняя (первая) обозначает количество долей в такте. Вторая - какие эти доли по длительности.
Ну вот, дошли до длительностей)) читать дальше
Каждая нота , кроме целой, состоит из головки (круглой части) и штиля. Головки бывают закрашенные или незакрашенные, а штилей существует множество видов) Их сочетание между собой даёт нам разные длительности.
Давайте разберём, какие длительности у нас существуют. Начнём с середины, с самой распространённой длительности - четверти. У неё (см.картинку) закрашенная головка и прямой штиль, который тянется вверх или вниз от головки (в зависимости от того, на какой линейке или между каким линейками на нотном стане записана нота - обычно штиль тянется вверх, но если нота находится выше си первой октавы (третья линеечка), то штиль начинает тянуться вниз).
Как мы видим, чаще всего размер такта как раз-таки состоит из таких длительностей - четвертей. Если при ключе стоит размер 2\4, значит четвертей в такте будет две. Если 3\4 - три, а 4\4 - четыре.
При этом совсем необязательно, что весь такт будет состоять исключительно из этих длительностей (иначе музыка была бы очень однообразная).
Смотрим на картинку и видим, что четверть можно разделить, как апельсин на дольки. Делим один наш апельсин на две части и получаем две новые длительности - восьмые. То есть восьмая - это нота, которая звучит в два раза короче, чем четверть. Следующий вывод: в одной четверти содержатся две восьмые, что и показано на картинке.
В свою очередь, восьмую тоже можно принять за апельсин и поделить на две части. делим и получаем шестнадцатые. В одной восьмой две шестнадцатых. В одной четверти - четыре шестнадцатых. В общем, сплошная математика!))
Как же у нас выглядят внешне восьмые и шестнадцатые? У них есть несколько способов записи. Первый способ - закрашенная головка и загнутый штиль у восьмой и двойной загнутый штиль у шестнадцатой.
Второй способ образуется при объединении восьмых, или шестнадцатых, или и тех, и других в группы. Чаще всего, если эти длительности находятся рядом, их заносят под одну "шапку" (внизу картинки у вас есть суммы восьмых и шестнадцатых - вот о них я и говорю).
Ну, и разберёмся с двумя незакрашенными нотами - с половинной и целой.
Половинная в два раза крупнее четверти, то есть состоит из двух четвертей. Целая же состоит из двух половиной или четырёх четвертей.
Вроде бы всё просто)))
теперь нужно разобраться, как все эти знания впихнуть в один такт. читать дальшеПо сути, их можно впихивать, как угодно. Вся разница будет в группировке нот, но пока об этом не запаривайтесь.
То есть, если у нас размер 4\4, то один такт у нас может выглядеть так: четверть, потом две восьмых, потом четыре шестнадцатых, потом, например, опять две восьмых. В следующем такте может быть половинка и четыре шестнадцатых, а в третьем - вообще одна целая нота.
В общем, что хочу, то и ворочу. Главное, чтоб слушалось гармонично)))
Теперь, после того, как разобрались с длительностями, расскажу про ещё один размер - 6\8 и про относительно сильную долю. читать дальшеКак мы видим, здесь пульсация (счёт) идёт не четвертями, а восьмыми нотами. Это размер танцевальный, вальсовый, лёгкий, обычно музыка в таком размере не звучит медленно (для медленных темпов применяют размеры четвертные. Если нужна вальсовость, то берут 3\4, 6\4, 9\4, 12\4).
Мы видим, что восьмых в такте с таким размером может быть шесть. То есть в такте может быть, например, восьмая+две шестнадцатых+восьмая+четверть+две шестнадцатых.
Этот размер интересен тем, что это размер сложный (как, кстати, и упомянутый ранее размер 4\4. Так что все, что я скажу здесь, будет относиться и к нему). Сложный размер - это значит, что это размер, состоящий из суммы двух простых. Это, опять же, как в математике: 2+2=4, 3+3=6. 2 и 3 - числа простые, а 4 и 6 - составные (сложные). Вот и у нас 4\4 - это 2\4 + 2\4, а 6\8 - это 3\8 + 3\8. То есть, по логике вещей, раз в размере 4\4 два размера по 2\4, то 1 и 3 доля должны быть сильными (считаем раз-два-три-четыре, а можно посчитать раз-два-раз-два, но двух сильных долей не бывает, так что не первую ударную долю называют относительно сильной.
В размере 6\8 всё аналогично: считаем раз-два-три-четрые-пять-шесть, что аналогично раз-два-три-раз-два-три.
немножко вернёмся назад к тому, что аналогично с длительностями - к паузам.




читать дальшеПауза - это тишина в музыке. Но, несмотря на то, что это тишина, это не значит, что музыка в этот момент заканчивает, останавливается. музыканты говорят, что паузы тоже звучат. Иногда паузы более проницательны, чем звуки и могут музыкально выразить больше нот.
Паузы тоже различаются по длительностям и соответствуют длительностям нот. Я думаю, тут по картинкам всё понятно)))
Наконец, можно поговорить о ритмических рисунках. читать дальшеИх существует море, но сегодня поговорим о пунктире.
Что такое пунктирный ритм? При пунктирном ритме у нас к ноте (любой длительности) прибавляется точка, которая к длительности ноты прибавляет ещё её половину.
Если сравнивать с математикой, это дробные числа. Например, если четверть - это цифра 4, то четверть с точкой - это 4,5. То есть, по сути, точка, стоящая рядом с четвертью равно восьмой ноте.
А если точка стоит у восьмой, то она будет равна шестннадцатой.
Пунктир образуется как раз за счёт этой самой точки. Возьмём размер 2\4. В него умещаются две четверти. А если у первой четверти у нас появится точка, то место в такте останется только для восьмушки.
Надеюсь, понятно))
Такой пунктир, который образуется у половинной или четвертной ноты, называется крупный пунктир. (На картинке выделен зелёным)


Соответственно, если точка стоит у восьмой или шестнадцатой (или тридцать второй, или ещё мельче), то это мелкий пунктир.


Для того, чтобы сыграть пунктирный ритм, я рекомендую его сначала простучать или прохлопать. Например, последнюю картинку я бы просчитывала шестнадцатыми так (жирным выделено то, что нужно стучать, то есть следующая нота): раз-и два-и три-и четыре-и раз-и два-и три-и четыре-и
Вообще, я хочу сказать, что музыка - одна из самых важных величин в музыке. С ритма должно начинаться любое обучение. Это очень важно и опасно недооценивать ритм. У большинства студентов-музыкантов проблемы не с техникой, не с выразительностью, не со слухом, а именно с ритмом. Потому что когда-то они решили, что это игрушки по сравнению с игрой на инструменте, теорией и так далее.
Это большое заблуждение.
С ритмом нужно работать постоянно. Как с ним работатьНужно:
- находить ритмические упражнения (в интернете их море. можно также придумывать самому),
- стучать их сначала двумя руками или одной,
- потом пытаться одной рукой стучать только сильную долю, а другой - все доли.
- дирижировать размер с проговариванием про себя нот в ритме
- дирижировать размер одной рукой, другой - простукивать ритм
- дирижировать размер и петь нотки
Ритмических цепочек в интернете море, но если кому нужно - я пришлю ссылки на учебники, пособия и картинки.
@темы: Рубрика "Звуки музыки"
Потому что когда-то они решили, что это игрушки по сравнению с игрой на инструменте, теорией и так далее.
Как ты права! Ритм и для танцев очень важен. Это понимаешь, когда выходишь танцевать и вдруг осознаешь, что вообще раньше понятия не имел о том, что такое ритм)) А для тебя сейчас ритм - это самое сложное, или сложнее уже что-то другое?
А для тебя сейчас ритм - это самое сложное, или сложнее уже что-то другое? нет, у меня с ритмом от рождения все в порядке, мне в этом плане хорошо) для меня самое сложное - писать диктанты, особенно трехголосные)