Не сказать, что я большой спец в вопросе цветного слуха, поскольку сама таковым не обладаю, но все же это вещь очень интересная, поэтому хочу поделиться своими наблюдениями и историями композиторов-синестетов.
Немножко теорииВообще, начнем с того, что цветной слух может относиться не только к музыке, но и к разного рода шумам: к скрипу двери, к определённому слову, даже к определенной букве, насколько я поняла. Моя сестра, допустим, точно знает, каким цветом нарисовала бы ту или иную букву алфавита (не все, но многие), и эти представления у нее не меняются изо дня в день - они четкие и устойчивые. Если интересно, то на сайтах можно чуть больше почитать про теорию синестезии (плюсом тыц, тыц)
Но в музыке цветной слух предполагает окрашенность в цвета определенных тональностей или тембров музыкальных инструментов. Известно, что цветным слухом обладали Римский-Корсаков (цветные тональности), Скрябин (цветные тональности), Дебюсси, Берлиоз, Лист, Вагнер (цветные тембры) и Чюрлёнис (который даже пытался в своих картинах отражать мир музыки благодаря своему синтестезическому дару). Интересно то, что у каждого композитора представления были разные. например, если у Римского-Корсакова до-мажор белый, то у Скрябина он красный. И необязательно каждая тональность или каждый инструмент должны иметь свой цвет. Некоторые могут цветом и не окрашиваться, ничего страшного в этом нет. Скрябин, например, отчетливо воспринимал в цвете до мажор, фа мажор и соль мажор, цвета других тональностей он выводил чисто на основе закономерностей квинтового круга. В соответствии со своими музыкально-цветовыми представлениями композиторы писали лейт-темы своих произведений. Римский-Корсаков Например, у Римского-Корсакова в опере "Снегурочка" как только речь идет о любви, так сразу можно ре-бемоль-мажор. Тональность Весны - ля-мажор. Образы моря и воды ("Шехеразада", "Сказка о царе Салтане", "Майская ночь", "Млада" и т. д.) написаны преимущественно в тональностях серовато-зеленоватых, синих — Н, Е, Es В общем-то, цветная палитра у него повсюду. У него ко всему прочему слух был ещё и абсолютным, так что его синестезия считается эталонным явлением. Цитирую: И все это заставляло многих всерьез воспринимать "цветной слух" Римского-Корсакова как врожденное свойство его психики. Но внимательное знакомство с его собственными воспоминаниями, свидетельствами современников убеждает в том, что способность "цветного слуха" и у него является благоприобретенной. Он сам анализирует, как постепенно, в результате воспитания, накопления слушательского и композиторского опыта, у него начала складываться своя "семантика" тональностей, с наделением их определенными образными и эмоциональными характеристиками. Затем, заметим, не сразу, к ним стали прибавляться и эквивалентные им цветовые оценки. И здесь он специально подчеркивает возможность косвенных влияний ("синева" тональностей, используемых в ноктюрнах его предшественниками, и т.п.). Как бы то ни было, связь "тональность-цвет" постепенно сформировалась, и, при наличии абсолютного слуха, "намертво" закрепилась, - в подсознании, в памяти, в продуктах его творчества и т.д., причем настолько прочно, что порою он вспоминал вначале цвет, а уж затем саму тональность... Я бы прикрепила более интересные примеры, если бы была возможность вставлять аудио с вк 4 штуки видео
Скрябин Скрябин пошёл ещё дальше. Он вообще практически единственный представитель символизма в музыке, так что ничего удивительного)). У него есть симфоническая поэма "Прометей (Поэма огня)", в которой есть отдельная исполнительская строка "Luce"(свет), на которой прописано световое сопровождение музыки. Это, наверное, первое в истории светомузыкальное шоу)) 4 штуки видео
Дебюсси А вот Дебюсси и вовсе сочетал свет, цвет и звук в своих произведениях. Причем, главенствовали, в основном, натуральные неяркие оттенки: лунного, льняного, светло-голубого, бледно-розового.
Чюрлёнис Скажу ещё про Чюрлёниса. Я очень мало знаю его, как композитора. Больше - как художника. Но лично у меня в голове краски взрываются, когда я его слушаю.
Вагнер Ну, и Вагнера напоследок. Он тональности цветами не представлял, зато инструменты отвечали у него за определенные эмоциональные сферы или характеристики героев, что также позволяет говорить о цветном слухе. например, Эльзе сопутствует мягкое звучание деревянных духовых инструментов; появление короля Генриха сопровождается тромбоном, трубами; "увертливая" тема зла часто интонируется виолончелями или фаготами в низком регистре, а темы Грааля — струнными в высоком регистре.
Подробнее про Римского-Корсакова, Скрябина и Асафьева можно почитать здесь Про синестезию и про современных композиторов-синестетов тоже есть интересное исследование
Я просто предлагаю закрыть глаза и послушать музыку. Цвета придут сами по себе. Может быть, не сразу, но после того, как непривычные уши начнут понимать классическую музыку и любить её. Могут придти не цвета, а образы, ощущения - это тоже здорово! Могут в голове появиться ассоциации со стихотворениями, с картинами, захочется подвигаться, потанцевать... Все это будет свидетельствовать о том, что музыка проникла в вашу душу. И неважно, проникает она в вас посредством цвета или чего-то другого. Главное - что она есть! Прекрасная, великая, делающая нас ближе к Богу и к Вечности.
Как интересно)) Приду с работы, послушаю еще видео, послежу, представляется ли мне какой-нибудь цвет. Так у меня больше цветовые ассоциации на определенные тембры голоса, чаще всего у определенных певцов. Или по цвету и материалу. Тенор, например, бронза (Хефлигер) или золото (Паваротти), или какой-то еще светлый металл (Флорес), сопрано - белое или золотое, чем легче голос, тем белее, меццо - вишневое или темно-красное, контральто тоже, только цвет более насыщенный, контртенор часто представляется с фиолетовыми оттенками, кроме Жарусски, он какой-то золотой, как сопрано, хотя вообще-то он меццо ведь? Баритон - разные оттенки коричневого, бас приблежается к черному. Ну и у баритона и баса голоса вызывают ощцщение не чего-то гладкого, металлического, а наоборот, бархатистого, шероховатого, как собственно бархат или кора дерева (это уж у кого насколько гладкий голос).
Благодаря тебе я увидела картины Чюрлениса. Боже, ведь он потрясный! Ни о чем теперь не могу больше думать)) Видео еще не посмотрела, так как убегаю, но обязательно посмотрю в более спокойной обстановке! Синестезия - это что-то новенькое для меня... Видно, что у всех этих композиторов было по-настоящему основательное взаимодействие с музыкой.
А про буквы у меня тоже так есть, как у твоей сестры! А у тебя в детстве было?
never~never, Боже, ведь он потрясный! Ни о чем теперь не могу больше думать)) о да, я тебя понимаю! мне они тоже безумно нравятся)))
А про буквы у меня тоже так есть, как у твоей сестры! А у тебя в детстве было? Здорово! А расскажи, какие буквы у тебя расцвечиваются? Мне кажется, у меня такого не было. По крайней мере, я этому не придавала особого значения...
Приду с работы, послушаю еще видео, послежу, представляется ли мне какой-нибудь цвет. обязательно потом расскажите, какие впечатления у вас возникли!))))
Так у меня больше цветовые ассоциации на определенные тембры голоса, чаще всего у определенных певцов. ух ты! Это тоже здорово!))) У меня тоже больше ассоциаций с тембрами всегда, только в основном с инструментальными)
кроме Жарусски, он какой-то золотой, как сопрано, хотя вообще-то он меццо ведь? меццо бывают только женские голоса)) Я думаю, он контртенор))
Очень интересные и яркие у вас ассоциации! Некоторые из них мне очень близки! А как насчет русских исполнителей? Образцова, Хворостовский, Козловский, Архипова?
Equilibriste, посмотрела "Прометея"... Очень впечатляет! Иногда я даже согласна была в выборе цветов под определенный звук))
У меня, например, Н синяя, а М зеленая, Л желтая, Р красная, И синяя, Ю синяя, Я оранжевая... А еще все буквы, начиная от У и до Щ кажутся более темными и холодными. Некоторые я знаю, откуда взялись: в детстве у меня были разноцветные буквы, из которых можно было складывать слова, и я до сих пор помню оттуда зеленую М)) Но другие буквы были другого цвета, чем мне представляется сейчас.
меццо бывают только женские голоса)) Я думаю, он контртенор))
но ведь бывает контртенор в диапазоне контральто-меццо, а бывает - в диапазоне сопрано, это я хотела сказать. Вот греческий певец-контртенор, который поет в диапазоне сопрано, как мне википедия говорит - www.youtube.com/watch?v=yqQNUNEpmZg www.youtube.com/watch?v=qxkmuPA2nXo Интересный голос, но не самый приятный, на мой вкус (ассоциируется с треснутым серебром).
А как насчет русских исполнителей? Образцова, Хворостовский, Козловский, Архипова? Попыталась специально поймать ассоциацию, оказалось, что оно труднее приходит, чем когда само собой)) Но Архипова и Образцова где-то однозначно в том же спектре, что и другие меццо и контральто. Архипова вот: читать дальше просто загулила в картинках "бордовый" и выбрала то, что прямо отозвалось: вот оно! Образцова где-то рядом, не могу сейчас поймать разницу в цвете, не ловится))
Хворостовского определить труднее, может быть, потому, что это не один из моих любимых певцов) как и Козловский. Но Хворостовский - что-то ближе к темно-коричневому дереву. Козловский не знаю, но точно нет ощущения металла. И не нравится мне этот голос, что поделать))
Анаптикс, я слышала о Христофеллисе, слушала его немного, правда, не люболю контретеноров. Не знаю, как в реальности (и в википедии не нахожу ничего про конртеноров в диапазоне сопрано), но ни разу про меццо-контртеноров не слушала. Я думаю, все обстоит примерно так: существуют определенные типы голосов, называющихся по-разному благодаря своему диапазонному отличию, это все ясно-понятно и логично. но у каждого голоса есть диапазон общий и рабочий. Но это не значит, что если ты, допустим, тенор, то ты ниже или выше своего диапазона петь совсем не сможешь. Все зависит от человека, от длины его связок. У некоторых диапазон настолько широк, что они могут петь и бас, и контральто, и что угодно. наверняка те верхние ноты, которые обозначены в диапазоне контртенора как крайние - это для некоторых певцов не предел. Еще выше на пару тонов они могут, возможно, спеть. Это им только в плюс) Но в отдельную голосовую группу их не выделяют, так как их можно по пальцам пересчитать. Это уникумы, поцелованные Богом) Но меццо - это все-таки неотъемлемая часть термина "меццо-сопрано", и обозначает она женский голос))
У меня какая-то странная картинка показывается под катом(((
Интересные очень ассоциации) Я почему спросила, потому что у меня русские певцы вызывают более светлые ассоциации. Хотялось выяснить, так ли это и у вас))
Анаптикс, я слышала о Христофеллисе, слушала его немного, правда, не люболю контретеноров. Не знаю, как в реальности (и в википедии не нахожу ничего про конртеноров в диапазоне сопрано), но ни разу про меццо-контртеноров не слушала. Я думаю, все обстоит примерно так: существуют определенные типы голосов, называющихся по-разному благодаря своему диапазонному отличию, это все ясно-понятно и логично. но у каждого голоса есть диапазон общий и рабочий. Но это не значит, что если ты, допустим, тенор, то ты ниже или выше своего диапазона петь совсем не сможешь. Все зависит от человека, от длины его связок. У некоторых диапазон настолько широк, что они могут петь и бас, и контральто, и что угодно. наверняка те верхние ноты, которые обозначены в диапазоне контртенора как крайние - это для некоторых певцов не предел. Еще выше на пару тонов они могут, возможно, спеть. Это им только в плюс) Но в отдельную голосовую группу их не выделяют, так как их можно по пальцам пересчитать. Это уникумы, поцелованные Богом) Но меццо - это все-таки неотъемлемая часть термина "меццо-сопрано", и обозначает она женский голос))
У меня какая-то странная картинка показывается под катом(((
Интересные очень ассоциации) Я почему спросила, потому что у меня русские певцы вызывают более светлые ассоциации. Хотялось выяснить, так ли это и у вас))
never~never, классно! Я плохо помню Анюткины ассоциации, спрошу у неё при встрече) Вот у меня такого нет совершенно! Я могу сейчас ощутить, какой цвет мне приходит в голову ассоциации с той или иной буквой, но завтра эти цвета уже поменяются Мне вообще сложно выделить один определенный цвет, по крайней мере при прослушивании музыки. У меня как будто целый фейерверк в голове взрывается, это постоянное смешение красок)
Equilibriste, интересно, какие ассоциации у нее и похожи ли они... Я о таком ни с кем не говорила, только когда-то в институте мы проходили поэта Артура Рембо, у которого было прямо об этом стихотворение, он там писал, какая буква какого цвета для него. У нас с ним вроде ничего не похоже) Целый фейерверк в голове - это здорово! Представляю, какие это эмоции от прослушивания)
Equilibriste, да, меццо-сопрано - это про женский голос говорят. Я вспомнила, как можно назвать еще контренор - альт. Есть контртенора-сопранисты, как Кристофеллис, они редкие птицы, а почти все контртенора - альты. Альтом, кстати, и низкий детский голос называют.
У меня какая-то странная картинка показывается под катом((( да? там должна быть темно-красная роза))
Интересные очень ассоциации) Я почему спросила, потому что у меня русские певцы вызывают более светлые ассоциации. Хотялось выяснить, так ли это и у вас)) более светлые, чем зарубежные певцы с тем же типом голоса? Ну, я так обобщить не могу. Кто-то светлее, кто-то темнее. У Образцовой очень "темный" голос в моем восприятии) у Козловского - светлый.
Я вспомнила, как можно назвать еще контренор - альт. правда?) В хоре альт - это то же, что меццо-сопрано и контральто, то есть нижкий и опять же женский голос)) Ну и детский тоже) детские голоса вообще так же, как женские называются, кроме того, что мальчиков-сопрано называют дисканты, и то только если у них отдельная партия. Если мальчик один на всю партию, то стоит он с сопрано и называют его сопрано. В детских хорах вообще дети редко знают, что такое дисканты. Я сама только в музыкальном училище узнала))
да? там должна быть темно-красная роза)) а у меня почему-то показывается голубая иконка с надписью большойвопрос.ru
более светлые, чем зарубежные певцы с тем же типом голоса? да, именно) Возможно, из-за того, что русский язык сам по себе в моём представлении светлый.
правда?) В хоре альт - это то же, что меццо-сопрано и контральто, то есть нижкий и опять же женский голос)) Ну и детский тоже) и мужской тоже)) альт - общее название для вот этого голоса, который выше тенора и ниже сопрано. У женщин он еще делится на меццо и контральто, а у мальчиков и контртеноров, видно, смысла нет делить, хотя и у них бывают голоса потяжелее и посветлее. а у меня почему-то показывается голубая иконка с надписью большойвопрос.ru значит, сбивается что-то)) если словами - то это такой очень глубокий бархатистый темно-красный с цвет с переливами.
Приду с работы, послушаю еще видео, послежу, представляется ли мне какой-нибудь цвет.
Так у меня больше цветовые ассоциации на определенные тембры голоса, чаще всего у определенных певцов. Или по цвету и материалу. Тенор, например, бронза (Хефлигер) или золото (Паваротти), или какой-то еще светлый металл (Флорес), сопрано - белое или золотое, чем легче голос, тем белее, меццо - вишневое или темно-красное, контральто тоже, только цвет более насыщенный, контртенор часто представляется с фиолетовыми оттенками, кроме Жарусски, он какой-то золотой, как сопрано, хотя вообще-то он меццо ведь? Баритон - разные оттенки коричневого, бас приблежается к черному. Ну и у баритона и баса голоса вызывают ощцщение не чего-то гладкого, металлического, а наоборот, бархатистого, шероховатого, как собственно бархат или кора дерева (это уж у кого насколько гладкий голос).
А про буквы у меня тоже так есть, как у твоей сестры! А у тебя в детстве было?
А про буквы у меня тоже так есть, как у твоей сестры! А у тебя в детстве было? Здорово! А расскажи, какие буквы у тебя расцвечиваются? Мне кажется, у меня такого не было. По крайней мере, я этому не придавала особого значения...
Так у меня больше цветовые ассоциации на определенные тембры голоса, чаще всего у определенных певцов. ух ты! Это тоже здорово!))) У меня тоже больше ассоциаций с тембрами всегда, только в основном с инструментальными)
кроме Жарусски, он какой-то золотой, как сопрано, хотя вообще-то он меццо ведь? меццо бывают только женские голоса)) Я думаю, он контртенор))
Очень интересные и яркие у вас ассоциации! Некоторые из них мне очень близки! А как насчет русских исполнителей? Образцова, Хворостовский, Козловский, Архипова?
У меня, например, Н синяя, а М зеленая, Л желтая, Р красная, И синяя, Ю синяя, Я оранжевая... А еще все буквы, начиная от У и до Щ кажутся более темными и холодными. Некоторые я знаю, откуда взялись: в детстве у меня были разноцветные буквы, из которых можно было складывать слова, и я до сих пор помню оттуда зеленую М)) Но другие буквы были другого цвета, чем мне представляется сейчас.
но ведь бывает контртенор в диапазоне контральто-меццо, а бывает - в диапазоне сопрано, это я хотела сказать.
Вот греческий певец-контртенор, который поет в диапазоне сопрано, как мне википедия говорит - www.youtube.com/watch?v=yqQNUNEpmZg
www.youtube.com/watch?v=qxkmuPA2nXo
Интересный голос, но не самый приятный, на мой вкус (ассоциируется с треснутым серебром).
А как насчет русских исполнителей? Образцова, Хворостовский, Козловский, Архипова?
Попыталась специально поймать ассоциацию, оказалось, что оно труднее приходит, чем когда само собой)) Но Архипова и Образцова где-то однозначно в том же спектре, что и другие меццо и контральто.
Архипова вот:
читать дальше
просто загулила в картинках "бордовый" и выбрала то, что прямо отозвалось: вот оно! Образцова где-то рядом, не могу сейчас поймать разницу в цвете, не ловится))
Хворостовского определить труднее, может быть, потому, что это не один из моих любимых певцов) как и Козловский. Но Хворостовский - что-то ближе к темно-коричневому дереву. Козловский не знаю, но точно нет ощущения металла. И не нравится мне этот голос, что поделать))
Не знаю, как в реальности (и в википедии не нахожу ничего про конртеноров в диапазоне сопрано), но ни разу про меццо-контртеноров не слушала. Я думаю, все обстоит примерно так: существуют определенные типы голосов, называющихся по-разному благодаря своему диапазонному отличию, это все ясно-понятно и логично. но у каждого голоса есть диапазон общий и рабочий. Но это не значит, что если ты, допустим, тенор, то ты ниже или выше своего диапазона петь совсем не сможешь. Все зависит от человека, от длины его связок. У некоторых диапазон настолько широк, что они могут петь и бас, и контральто, и что угодно. наверняка те верхние ноты, которые обозначены в диапазоне контртенора как крайние - это для некоторых певцов не предел. Еще выше на пару тонов они могут, возможно, спеть. Это им только в плюс) Но в отдельную голосовую группу их не выделяют, так как их можно по пальцам пересчитать. Это уникумы, поцелованные Богом) Но меццо - это все-таки неотъемлемая часть термина "меццо-сопрано", и обозначает она женский голос))
У меня какая-то странная картинка показывается под катом(((
Интересные очень ассоциации) Я почему спросила, потому что у меня русские певцы вызывают более светлые ассоциации. Хотялось выяснить, так ли это и у вас))
Не знаю, как в реальности (и в википедии не нахожу ничего про конртеноров в диапазоне сопрано), но ни разу про меццо-контртеноров не слушала. Я думаю, все обстоит примерно так: существуют определенные типы голосов, называющихся по-разному благодаря своему диапазонному отличию, это все ясно-понятно и логично. но у каждого голоса есть диапазон общий и рабочий. Но это не значит, что если ты, допустим, тенор, то ты ниже или выше своего диапазона петь совсем не сможешь. Все зависит от человека, от длины его связок. У некоторых диапазон настолько широк, что они могут петь и бас, и контральто, и что угодно. наверняка те верхние ноты, которые обозначены в диапазоне контртенора как крайние - это для некоторых певцов не предел. Еще выше на пару тонов они могут, возможно, спеть. Это им только в плюс) Но в отдельную голосовую группу их не выделяют, так как их можно по пальцам пересчитать. Это уникумы, поцелованные Богом) Но меццо - это все-таки неотъемлемая часть термина "меццо-сопрано", и обозначает она женский голос))
У меня какая-то странная картинка показывается под катом(((
Интересные очень ассоциации) Я почему спросила, потому что у меня русские певцы вызывают более светлые ассоциации. Хотялось выяснить, так ли это и у вас))
Мне вообще сложно выделить один определенный цвет, по крайней мере при прослушивании музыки. У меня как будто целый фейерверк в голове взрывается, это постоянное смешение красок)
Целый фейерверк в голове - это здорово! Представляю, какие это эмоции от прослушивания)
да, меццо-сопрано - это про женский голос говорят. Я вспомнила, как можно назвать еще контренор - альт. Есть контртенора-сопранисты, как Кристофеллис, они редкие птицы, а почти все контртенора - альты. Альтом, кстати, и низкий детский голос называют.
У меня какая-то странная картинка показывается под катом(((
да? там должна быть темно-красная роза))
Интересные очень ассоциации) Я почему спросила, потому что у меня русские певцы вызывают более светлые ассоциации. Хотялось выяснить, так ли это и у вас))
более светлые, чем зарубежные певцы с тем же типом голоса? Ну, я так обобщить не могу. Кто-то светлее, кто-то темнее. У Образцовой очень "темный" голос в моем восприятии) у Козловского - светлый.
да? там должна быть темно-красная роза)) а у меня почему-то показывается голубая иконка с надписью большойвопрос.ru
более светлые, чем зарубежные певцы с тем же типом голоса? да, именно) Возможно, из-за того, что русский язык сам по себе в моём представлении светлый.
и мужской тоже)) альт - общее название для вот этого голоса, который выше тенора и ниже сопрано. У женщин он еще делится на меццо и контральто, а у мальчиков и контртеноров, видно, смысла нет делить, хотя и у них бывают голоса потяжелее и посветлее.
а у меня почему-то показывается голубая иконка с надписью большойвопрос.ru
значит, сбивается что-то))
если словами - то это такой очень глубокий бархатистый темно-красный с цвет с переливами.