Tant qu'on reve encore Rien n'est perdu
Расскажу немного о теории музыки. Для тех, кто только начинает её осваивать, это может оказаться полезным))
Сегодня объясню о понятиях лад, тональность, интервал и кварто-квинтовый круг.


Много букав и все про нотки Итак, все знают, что нот у нас всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля и си. Между ними так же существуют повышающие и понижающие звуки, если их можно так назвать. Это диезы и бемоли. На фортепиано - это чёрные клавиши. Что за зверь?ОоЕсли смотреть на клавиатуру, то видно, что между всеми звуками, кроме си-до и ми-фа болтаются эти чёрные клавиши. У каждой чёрной клавиши есть как минимум два названия. Если мы играем ноту до, а потом - чёрную клавишу, находящуюся справа от неё, то эта нота будет называться до-диез (по умному это можно назвать повышающей альтерацией или повышающим хроматизмом). Если же мы нажмём ноты ре, а потом чёрную клавишу, которая находится слева от неё (то есть между ре и до), то это будет ре-бемоль. А ведь на клавиатуре это одна и та же чёрная клавиша и высота звука у неё одинаковая!
В общем, запомнили: если чёрная клавиша находится выше (правее) данной ноты, то это - диез. А если ниже - бемоль.
Именно эти чёрные клавиши помогают нам создавать лад, потому что они позволяют нам слышать не только звучание тонов, но и полутонов.
Полутон - это самое маленькое расстояние между нотами читать дальше(есть и меньше, но их звучание не устанавливается, так как слишком мало для восприятия слухом). Как раз таки до--до-диез или ре--ре-бемоль является самым маленьким расстоянием между нотами. То есть если мы возьмём любую ноту на клавиатуре и нажмём вместе с ней или после неё чёрную клавишу, располагающуюся рядом (справа или слева - не имеет значения), то мы услышим самое маленькое расстояние звуков, установленное в природе.
Что же нам делать с си-до и ми-фа, между которыми нет чёрных клавиш? А ничего не делать. Расстояние между этими нотами тоже звучит как полутон, то есть так же, как если бы мы взяли белую ноту и чёрную рядом с ней. На этом полутоны на клавиатуре заканчиваются)
Для продвинутых: расстояние в полутон - это интервал малая секунда.
Теперь поговорим про тон. читать дальшездесь всё просто. Это как 1+1: полутон плюс полутон - это тон. Берём, например, ноту ре. Строим от неё полутон (малую секунду), например, вверх. Ре--ре-диез. Дальше от ре-диез строим ещё один полутон: ре-диез--ми. Теперь забываем про ре-диез и вспоминаем про крайние ноты, которые мы брали: ре и ми. Так вот, между ре и ми целый тон (то есть звуковое расстояние между ними включает в себя два полутона. При этом не нужно нажимать этот ре-диез, мы нажимаем только крайние звуки).
По интервалу - это большая секунда.
Наличие и тонов, и полутонов позволяет нам создать лад, точнее несколько ладов.
Лад - читать дальшеэто система особенного объединения тонов и полутонов. Вообще, таких ладов очень много, но классическими считаются два лада - это мажор и минор. И у каждого свои законы, которые отличают один от другого.
Мажор строится таким образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
читать дальшеВозьмём тональность до-мажор. Она самая простая, потому что в ней не используются чёрные клавиши (и соответственно в ней нет знаков при ключе, которые и помогают определить, какие чёрные клавиши нам нужно задействовать и как в данный момент они будут называться). Тональность называется до-мажор, потому что начинается с ноты до. А мажор, потому что имеет строение мажорной гаммы (тон-тон-полутон-три тона-полутон).
Строим: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. Последнюю ноту в гамме мы всегда повторяем (нижняя до, значит, верхняя - тоже до), как бы закрепляя тональность тоническим звуком (тоникой называют первую ступень тональности).
Мы видим, что между до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля и ля-си мелькают чёрные клавиши, значит эти звуки включают в себя целый тон. Между ми-фа и си-до мы этих клавиш не видим, значит, между ними пол-тона.
Если мы сыграем эту тональность или послушаем её звучание, то поймём, что звучит она светло, радостно, скорее со знаком +, чем -.
Потренируемся и построим ещё две гаммы.
читать дальшеРе-мажор. Работаем всё по тому же принципу: смотрим, где и когда у нас используются тоны, а когда - полутоны. Раз ре-мажор, то строим от ноты ре.
Между ре и ми - целый тон. подходит. Играем ре-ми.
Дальше сталкиваемся с проблемой: нам нужен целый тон, а между ми и фа - только полтона. Что же делать? Нам нужно к фа прибавить ещё полтона, чтобы от звука ми у нас выходил целый тон. Вспоминаем про названия повышающих и понижающих нот. Повышая фа, мы называем её фа-диез Дальше диез буду записывать знаком #, принятым в музыке). Итак, играем: ре-ми-фа#.
Дальше нам нужно полтона. Между фа# и соль нет чёрных клавиш (и нет вообще никаких клавиш), значит мы имеем дело с полутоном. Играем: ре-ми-фа#-соль.
Между соль и ля есть чёрная клавиша - целый тон. Подходит. То же с ля-си. В результате Играем: ре-ми-фа#-соль-ля-си.
Дальше нам снова нужен целый тон, но между си и до только полтона. Значит, снова используем повышающую альтерацию - до становится до#.
Между последними двумя нотами у нас должен быть полутон. Проверяем: между до# и ре полтона. Всё верно.
Итак, мы получили гамму ре-мажор: ре-ми-фа#-соль-ля-си-до#-ре.
Звучит она ярко, эффектно, по-летнему солнечно. Хотя, у всех в голове могут быть свои краски. лично я слышу эту тональность так)))
В общем, мы определили, что в тональности ре-мажор у нас два знака. Эти знаки записываются в начале каждой нотной строки и называются ключевыми знаками. Если нужно, про ключевые знаки могу рассказать подробнее в другом посте
Теперь возьмём тональность ми-бемоль мажор. В самом названии тональности у нас есть подсказка, что теперь мы будем дело иметь не с диезами, а с бемолями. А стоит запомнить, что в бемольной тональности не может быть диезов, а в диезной тональности не может быть бемолей. Ну, вообще-то они могут появляться, но эти случаи мы пока не рассматриваем, они слишком сложные)))
Итак, строим ми-бемоль-мажор.Первая нота соответственно ми-бемоль (черная клавиша, находящаяся слева от ми. Далее нам нужен тон. ми-бемоль--ми - это полтона, и ми-фа - полтона. 1+1, значит, между ми-бемоль и фа - целый тон. Подходит. Между фа и соль целый тон. Тоже подходит.
Дальше нам нужно полтона, а между соль и ля-целый тон. Значит, понижаем ля и получаем ля-бемоль (дальше буду бемоль писать также специальным знаком b). Играем: миb-фа-соль-ляb.
Что же делать дальше? Нам нужен целый тон, а между ляb и си целых три полутона (то есть полтора тона). Такого мы не проходили!))) Успокаиваемся и лёгким движением руки понижаем си. Получаем сиb и расстояние между нотами в целый тон. Играем: миb-фа-соль-ляb-сиb.
Отлично. Дальше нам нужен целый тон. Снова считаем два полутона и определяем требуемую ноту. Это нота до.
Дальше нам снова нужен целый тон, тут всё нормально: до-ре - целый тон, это мы уже выучили. Ну, и напоследок нам снова нужно полтона. Между ре и миb полтона, мы вернулись туда, откуда начинали, значит, всё верно!
Для меня эта тональность звучит пастельно. Приглушённый летний жёлтый свет, чириканье птиц, заслоняемое шумом ветра.
Отлично, с мажором разобрались. Теперь учим, как строится минор. Это очень просто, потому что мажор от минора отличается всего одной нотой - третьей ступенью. Если это запомнить, это очень облегчит жизнь))
Строение минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-тон-тон-полутон.
сейчас подробнее разберёмся, что это значит.
читать дальшеНадеюсь, понятно, что такое третья ступень? Например, в до-мажоре третья ступень - это нота "ми". То есть до - первая, ре-вторая, ми-третья и т.д. Соответсвенно, в ре-мажоре третья ступень будет фа#, в миb-мажоре - соль.
Мы видим, что местами поменялись тон и полутон в начале гаммы. Это как раз нам и даёт то, о чем я говорила выше: с миноре меняется только третья ступень.
Для разъеснения возьмём гаммы до-мажор и до-минор. Вспоминаем до-мажор: до-ре-ми-фа-соль-ля-си.
Теперь строим до-минор. =До-ре. Дальше нам нужен полутон. Значит, будет ре-миb. Дальше снова нужен тон: миb-фа, потом идём тонами: фа-соль-ля-си. Ну и в заключение - полутон, чтобы придти в до. Си-до. Получаем гамму до-минор: до-ре-миb-фа-соль-ля-си-до.
Итак, видно, что модификации подвергласть только третья ступень: ми стала миb. То есть, если отталкиваться от мажора, то в миноре третья ступень - пониженная. Мы как будто бы на полтона сдвинули её вниз (и только её!).
Вот и всё)))
Но эта единственная видоизменённая третья ступень даётся нам совершенно другое богатство красок! Минорные тональности звучат грустно, печально, трагично. Например, для меня тональность ре-минор - вечерняя, до-минор - тональность ламенто, слёз, печали о любви, а сиb-минор - тональность смерти, чёрная тональность.
Так вот, мы выяснили, что с помощью # и b у нас появляется дофига тональностей. читать дальшеТеоретически от каждой клавиши (и от чёрной, и от белой) мы можем построить мажорную и минорную тональность. И во всех тональностях будет разное количество знаков при ключе. Без этих знаков музыка будет звучать, как вместо слова звучал бы набор букв из алфавита. То есть примерно так: шфаррцу, когда хотел вроде как сказать "привет". Тональность даётся нам разные краски, образы, цвета, настроения, мысли и подтексты. И, конечно, же, красоту и упорядоченность музыкального языка. Так что знаки при ключе очень важны, а для того, чтобы их легче было запомнить, придумали кварто-квинтовый круг.
До того, как я перейду к кварто-квинтовому кругу, расскажу ещё о двух вещах. Сначала о том, что такое параллельные тональности. читать дальшеВот я сказала о том, что не бывает тональностей с одинаковыми знаками при ключе (то есть с одинаковым их количеством). Это так, но с небольшой оговоркой: если эти тональности имеют ещё и разный лад. То есть мажорная тональность, например, с четырьмя диезами, только одна. Это ми-мажор. Но есть ещё и минорная тональность с четырьмя диезами! Это фа#-минор. Вот это и есть параллельные тональности. То есть это тональности с одинаковым количеством знаков при ключе, но относящимся к разным ладам: одна - к мажору, вторая - к минору. Определить параллельные тональности очень и очень легко (лайфхак), нужно всего лишь от мажорной тональности отложить вниз полтора тона (Внимание! Только вниз и только от мажорной тональности!) или проще говоря - построить малую терцию вниз.
То есть параллельная тональность до-мажора - это ля-минор. И у обеих нет знаков при ключе.
Обратная история происходит, когда вы знаете минорную тональность, но не знаете мажорную: вам нужно построить малую терцию (отложить полтора тона) вверх.
Параллельная тональность ре-минору - фа-мажор, у них один знак при ключе - сиb.
Теперь об интервалах.
Интервал - это расстояние между двумя (только двумя!) звуками и их звуковое отношение друг к другу. читать дальшеЕсли говорить проще, у каждого интервала своё звучание. Существуют консонирующие (приятно звучащие) и диссонирующие (неприятно звучащие) интервалы, а также чистые (которые звучат пусто). Но об этом подробнее, если кому нужно, расскажу в следующий раз.
Сейчас нам важно только понять, как интервалы называются и из скольких полутонов состоят. В общем, всё в интервалах считается тонами или полутонами. Я уже упоминала про малую секунду (коротко - м.2) и большую секунду (б.2), которые включают в себя полутон и тон соответственно. Дальше ми идём на расширение: малая терция (м.3) - полтора тона (по малой терции мы определяем параллельные тональности), большая терция (б.3) - два тона. Чистая кварта (ч.4) - 2,5 тона, увеличенная кварта (ув.4) или уменьшенная квинта (ум.5) - три тона (это сложный интервал, советую пока не вникать), чистая квинта (ч.5) - 3,5 тона, малая секста (м.6) - 4 тона, большая секста (б.6) - 4,5 тона, малая септима (м.7) - 5 тонов, большая септима (б.7) - 5,5 тонов, октава (ч.8) - 6 тонов. К слову, октава - это до-до, то есть две одинаковые ноты в разных регистрах(октавах).
Я надеюсь, это примерно понятно. Нам сейчас потребуются чистая кварта и чистая квина. Ч.4 и ч.5
Теперь о кварто-квинтовом круге наконец-то!
помещаю две картинки, кому какая удобнее. Лично я ориентируюсь по второй



Знаки у нас появляются постепенно, методом накапливания. читать дальшеЕсли в тональности всего один бемоль, то это только знак си-бемоль. Если при ключе два знака, то мы к си-бемолю прибавляем ещё один знак, и это только ми-бемоль.
Для того, чтобы запомнить порядок появления знаков, нужно всего лишь выучить считалочку:
фа-до-соль-ре-ля-ми-си, кошка села на такси; си-ми-ля-ре-соль-до-фа, на суку сидит дрофа.
В этой считалочке сначала перечисляются диезы, а потом - бемоли. То есть первым диезом, который у нас появится, будет фа-диез, онли он. Это, как мы видим, отражено и в кварто-квинтовом кругу
Почему называется кварто-квинтовым? читать дальшеПотому что музыковеды нашли закономерность. Разбеоёмся сначала с тем, как появляются бемоли. Возьмём ноты сиb и миb и посчитаем, сколько между ними тонов. Определяем, что между ними 2,5 тона. Теперь берём миb и ляb. Между ними тоже окажется 2,5 тона. А мы знаем, что интервал, который составляет 2,5 тона называется квартой. Таки образом, если не знать считалку, то можно найти, какой будет следующий знак в тональности от предыдущего, построив от него кварту вверх .
Теперь посмотрим на диезные тональности. Берём ноты фа# и до#. Между ними 3,5 тона, а это интервал - квинта. Между до# и соль# обнаруживается тот же интервал.
Вот вам и кварто-квинтовый круг. С названием разобрались
Лайфхаки по тому, как можно быстро находить количество знаков при ключе с помощью кварто-квинтового круга, с помощью считалки или без них. читать дальшеОтмечу, что находить знаки легче в мажорный тональностях. Можно найти знаки в мажоре, а потом просто построить малую терцию вниз и определить параллельный минор, это намного проще, чем высчитывать знаки по минору.
так что разбираемся по мажору. В диезных тональностях всё безумно просто, если мы говорим о мажоре и если знать считалку. Нужно только запомнить, что новый знак (последний по количеству) образуется на седьмой ступени тональности.
например, в ре-мажоре седьмая ступень - до, значит, будет не до, а до-диез. Понятно?))) Зная, что последний знак - до-диез, считаем сколько их будет всего, вспоминая считалку: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#. Наш последний знак - до#, значит, всего знаков в тональности ре-мажор - два.
В ля-мажоре VII ступень - соль, значит не просто соль, а соль-диез. Вспоминаем считалку, фа#-до#-соль# - получаем три знака в ля-мажоре.
Можно ещё так. Опять же, учим считалку, смотрим на картинку, видим последовательность тональностей, в который появляются диезы: соль-ре-ля-ми-си-фа#-до#. Ничего не напоминает?)) Взяли считалку и переместили названия двух первых нот в конец. Можно ориентироваться ещё так)
Теперь по бемольным тональностям (тоже мажор). Конечно, можно определять появление бемолей с помощью кварты. Потому что, если в диезных тональностях новый знак появлялся на VII ступени, то в бемольных он появляется на IV. То есть нам от первой ступени тональности нужно построить ч.4, тогда мы получим искомый знак. Например, откладываем 2,5 тона от ноты фа. Получаем ноту сиb. В считалке сиb - первый знак, который появляется, значит, в фа-мажоре при ключе один бемоль.
Построим от ноты миb, получим ноту ляb. Значит, последний знак - ляb. Считаем по считалке, сколько всего знаков будет при ключе. сиb-миb-ляb. Три знака.
Другой способ, на мой взгляд более простой. Мажорные бемольные тональности (все, кроме фа-мажора) уже в своем названии содержат слово "бемоль". Логично, что этот бемоль у нас при ключе точно будет записан (не бывает в одной тональности, например, чистой ми и одновременно миb). Так вот, мы просто к тому бемолю, которым называется тональность, прибавляем ещё один, опять-таки используя считалку.
Например, ляb мажор. Вспоминаем считалку: си-ми-ля-ре-соль-до-фа. Ляb - третий знак в считалке, прибавляем к нему ещё один - реb. Это и будет последний знак в тональности ляb-мажор. То есть в ней 4 знака при ключе.
И, опять же, смотря на таблицу, можно увидеть такую последовательность: фа-сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb. Это подтверждает предыдущий способ нахождения бемолей)))
Лайфхаки, как определить тональность любого произведения, если у вас перед глазами есть ноты. читать дальшеЕсли мы овладели кварто-квинтовым кругом, выучили считалку или вызубрили, в какой тональности, сколько знаков (в конце концов, если постоянно практиковаться, эти знания вложатся в голову сами собой. Я сейчас вообще кварто-квинтовым кругом не пользуюсь), то определять тональность произведения по нотам оказывается очень легко.
В первую очередь стоит посмотреть на первую и последнюю ноту мелодии. Если мелодия многоголосная, то ориентируемся по нижней ноте. Если это песня с аккомпанементом - по самой нижней ноте аккомпанемента.
Если первая и последняя ноты произведения разные, то забываем про первую и смотрим только на последнюю. Допустим, это нота соль.
Теперь смотрим на ключевые знаки, сколько их и какие они. Допустим, у нас при ключе два бемоля. Теперь вспоминаем, в каких тональностях у нас два бемоля: в сиb-мажоре и в соль-миноре. Оп!- вспоминаем, что соль у нас - последняя нота произведения. Значит, этот случай нам подходит!
Другой способ - определение по ключевым знакам и по слуху. Смотрим, сколько у нас знаков при ключе и какие они. Допустим, у нас при ключе три диеза. Дальше слушаем, как звучит у нас мелодия - грустно или весело. Если грустно - значит, тональность минорная (вспоминаем, что три диеза у нас только в одной минорнай тональности - фа-диез-минор), а если весело, то мажорная, то есть ля-мажор.
Можно сначала пользоваться вторым способом, чтобы развивать свой слух, а потом проверять себя первым способом.
Ещё хороший способ, если произведение у вас с аккомпанементом или содержит несколько голосов - это определение по гармонии, с помощью тонического трезвучия. Если вы не знаете, что это такое, то я могу позже подробнее рассказать.
Если коротко об этом способе: чаще всего, если произведение начинается с сильной доли, то первая гармония - тоническая, то есть гармония, содержащая звуки тонического трезвучия. Если первая гармония не такая, то последняя - уж точно тоника! В общем, если определить, какое трезвучие у нас стоит первым или последним, то легко по нему и понять тональность.
Для начинающих это способ, наверное, совсем не понятен. До того, как переходить к нему, нужно разобраться, что такое трезвучие, функции аккордов и т.д.)))
Я надеюсь, что мои объяснения будут полезны и понятны. Если возникли вопросы - постараюсь на них ответить)))
Сегодня объясню о понятиях лад, тональность, интервал и кварто-квинтовый круг.


Много букав и все про нотки Итак, все знают, что нот у нас всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля и си. Между ними так же существуют повышающие и понижающие звуки, если их можно так назвать. Это диезы и бемоли. На фортепиано - это чёрные клавиши. Что за зверь?ОоЕсли смотреть на клавиатуру, то видно, что между всеми звуками, кроме си-до и ми-фа болтаются эти чёрные клавиши. У каждой чёрной клавиши есть как минимум два названия. Если мы играем ноту до, а потом - чёрную клавишу, находящуюся справа от неё, то эта нота будет называться до-диез (по умному это можно назвать повышающей альтерацией или повышающим хроматизмом). Если же мы нажмём ноты ре, а потом чёрную клавишу, которая находится слева от неё (то есть между ре и до), то это будет ре-бемоль. А ведь на клавиатуре это одна и та же чёрная клавиша и высота звука у неё одинаковая!
В общем, запомнили: если чёрная клавиша находится выше (правее) данной ноты, то это - диез. А если ниже - бемоль.
Именно эти чёрные клавиши помогают нам создавать лад, потому что они позволяют нам слышать не только звучание тонов, но и полутонов.
Полутон - это самое маленькое расстояние между нотами читать дальше(есть и меньше, но их звучание не устанавливается, так как слишком мало для восприятия слухом). Как раз таки до--до-диез или ре--ре-бемоль является самым маленьким расстоянием между нотами. То есть если мы возьмём любую ноту на клавиатуре и нажмём вместе с ней или после неё чёрную клавишу, располагающуюся рядом (справа или слева - не имеет значения), то мы услышим самое маленькое расстояние звуков, установленное в природе.
Что же нам делать с си-до и ми-фа, между которыми нет чёрных клавиш? А ничего не делать. Расстояние между этими нотами тоже звучит как полутон, то есть так же, как если бы мы взяли белую ноту и чёрную рядом с ней. На этом полутоны на клавиатуре заканчиваются)
Для продвинутых: расстояние в полутон - это интервал малая секунда.
Теперь поговорим про тон. читать дальшездесь всё просто. Это как 1+1: полутон плюс полутон - это тон. Берём, например, ноту ре. Строим от неё полутон (малую секунду), например, вверх. Ре--ре-диез. Дальше от ре-диез строим ещё один полутон: ре-диез--ми. Теперь забываем про ре-диез и вспоминаем про крайние ноты, которые мы брали: ре и ми. Так вот, между ре и ми целый тон (то есть звуковое расстояние между ними включает в себя два полутона. При этом не нужно нажимать этот ре-диез, мы нажимаем только крайние звуки).
По интервалу - это большая секунда.
Наличие и тонов, и полутонов позволяет нам создать лад, точнее несколько ладов.
Лад - читать дальшеэто система особенного объединения тонов и полутонов. Вообще, таких ладов очень много, но классическими считаются два лада - это мажор и минор. И у каждого свои законы, которые отличают один от другого.
Мажор строится таким образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
читать дальшеВозьмём тональность до-мажор. Она самая простая, потому что в ней не используются чёрные клавиши (и соответственно в ней нет знаков при ключе, которые и помогают определить, какие чёрные клавиши нам нужно задействовать и как в данный момент они будут называться). Тональность называется до-мажор, потому что начинается с ноты до. А мажор, потому что имеет строение мажорной гаммы (тон-тон-полутон-три тона-полутон).
Строим: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. Последнюю ноту в гамме мы всегда повторяем (нижняя до, значит, верхняя - тоже до), как бы закрепляя тональность тоническим звуком (тоникой называют первую ступень тональности).
Мы видим, что между до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля и ля-си мелькают чёрные клавиши, значит эти звуки включают в себя целый тон. Между ми-фа и си-до мы этих клавиш не видим, значит, между ними пол-тона.
Если мы сыграем эту тональность или послушаем её звучание, то поймём, что звучит она светло, радостно, скорее со знаком +, чем -.
Потренируемся и построим ещё две гаммы.
читать дальшеРе-мажор. Работаем всё по тому же принципу: смотрим, где и когда у нас используются тоны, а когда - полутоны. Раз ре-мажор, то строим от ноты ре.
Между ре и ми - целый тон. подходит. Играем ре-ми.
Дальше сталкиваемся с проблемой: нам нужен целый тон, а между ми и фа - только полтона. Что же делать? Нам нужно к фа прибавить ещё полтона, чтобы от звука ми у нас выходил целый тон. Вспоминаем про названия повышающих и понижающих нот. Повышая фа, мы называем её фа-диез Дальше диез буду записывать знаком #, принятым в музыке). Итак, играем: ре-ми-фа#.
Дальше нам нужно полтона. Между фа# и соль нет чёрных клавиш (и нет вообще никаких клавиш), значит мы имеем дело с полутоном. Играем: ре-ми-фа#-соль.
Между соль и ля есть чёрная клавиша - целый тон. Подходит. То же с ля-си. В результате Играем: ре-ми-фа#-соль-ля-си.
Дальше нам снова нужен целый тон, но между си и до только полтона. Значит, снова используем повышающую альтерацию - до становится до#.
Между последними двумя нотами у нас должен быть полутон. Проверяем: между до# и ре полтона. Всё верно.
Итак, мы получили гамму ре-мажор: ре-ми-фа#-соль-ля-си-до#-ре.
Звучит она ярко, эффектно, по-летнему солнечно. Хотя, у всех в голове могут быть свои краски. лично я слышу эту тональность так)))
В общем, мы определили, что в тональности ре-мажор у нас два знака. Эти знаки записываются в начале каждой нотной строки и называются ключевыми знаками. Если нужно, про ключевые знаки могу рассказать подробнее в другом посте
Теперь возьмём тональность ми-бемоль мажор. В самом названии тональности у нас есть подсказка, что теперь мы будем дело иметь не с диезами, а с бемолями. А стоит запомнить, что в бемольной тональности не может быть диезов, а в диезной тональности не может быть бемолей. Ну, вообще-то они могут появляться, но эти случаи мы пока не рассматриваем, они слишком сложные)))
Итак, строим ми-бемоль-мажор.Первая нота соответственно ми-бемоль (черная клавиша, находящаяся слева от ми. Далее нам нужен тон. ми-бемоль--ми - это полтона, и ми-фа - полтона. 1+1, значит, между ми-бемоль и фа - целый тон. Подходит. Между фа и соль целый тон. Тоже подходит.
Дальше нам нужно полтона, а между соль и ля-целый тон. Значит, понижаем ля и получаем ля-бемоль (дальше буду бемоль писать также специальным знаком b). Играем: миb-фа-соль-ляb.
Что же делать дальше? Нам нужен целый тон, а между ляb и си целых три полутона (то есть полтора тона). Такого мы не проходили!))) Успокаиваемся и лёгким движением руки понижаем си. Получаем сиb и расстояние между нотами в целый тон. Играем: миb-фа-соль-ляb-сиb.
Отлично. Дальше нам нужен целый тон. Снова считаем два полутона и определяем требуемую ноту. Это нота до.
Дальше нам снова нужен целый тон, тут всё нормально: до-ре - целый тон, это мы уже выучили. Ну, и напоследок нам снова нужно полтона. Между ре и миb полтона, мы вернулись туда, откуда начинали, значит, всё верно!
Для меня эта тональность звучит пастельно. Приглушённый летний жёлтый свет, чириканье птиц, заслоняемое шумом ветра.
Отлично, с мажором разобрались. Теперь учим, как строится минор. Это очень просто, потому что мажор от минора отличается всего одной нотой - третьей ступенью. Если это запомнить, это очень облегчит жизнь))
Строение минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-тон-тон-полутон.
сейчас подробнее разберёмся, что это значит.
читать дальшеНадеюсь, понятно, что такое третья ступень? Например, в до-мажоре третья ступень - это нота "ми". То есть до - первая, ре-вторая, ми-третья и т.д. Соответсвенно, в ре-мажоре третья ступень будет фа#, в миb-мажоре - соль.
Мы видим, что местами поменялись тон и полутон в начале гаммы. Это как раз нам и даёт то, о чем я говорила выше: с миноре меняется только третья ступень.
Для разъеснения возьмём гаммы до-мажор и до-минор. Вспоминаем до-мажор: до-ре-ми-фа-соль-ля-си.
Теперь строим до-минор. =До-ре. Дальше нам нужен полутон. Значит, будет ре-миb. Дальше снова нужен тон: миb-фа, потом идём тонами: фа-соль-ля-си. Ну и в заключение - полутон, чтобы придти в до. Си-до. Получаем гамму до-минор: до-ре-миb-фа-соль-ля-си-до.
Итак, видно, что модификации подвергласть только третья ступень: ми стала миb. То есть, если отталкиваться от мажора, то в миноре третья ступень - пониженная. Мы как будто бы на полтона сдвинули её вниз (и только её!).
Вот и всё)))
Но эта единственная видоизменённая третья ступень даётся нам совершенно другое богатство красок! Минорные тональности звучат грустно, печально, трагично. Например, для меня тональность ре-минор - вечерняя, до-минор - тональность ламенто, слёз, печали о любви, а сиb-минор - тональность смерти, чёрная тональность.
Так вот, мы выяснили, что с помощью # и b у нас появляется дофига тональностей. читать дальшеТеоретически от каждой клавиши (и от чёрной, и от белой) мы можем построить мажорную и минорную тональность. И во всех тональностях будет разное количество знаков при ключе. Без этих знаков музыка будет звучать, как вместо слова звучал бы набор букв из алфавита. То есть примерно так: шфаррцу, когда хотел вроде как сказать "привет". Тональность даётся нам разные краски, образы, цвета, настроения, мысли и подтексты. И, конечно, же, красоту и упорядоченность музыкального языка. Так что знаки при ключе очень важны, а для того, чтобы их легче было запомнить, придумали кварто-квинтовый круг.
До того, как я перейду к кварто-квинтовому кругу, расскажу ещё о двух вещах. Сначала о том, что такое параллельные тональности. читать дальшеВот я сказала о том, что не бывает тональностей с одинаковыми знаками при ключе (то есть с одинаковым их количеством). Это так, но с небольшой оговоркой: если эти тональности имеют ещё и разный лад. То есть мажорная тональность, например, с четырьмя диезами, только одна. Это ми-мажор. Но есть ещё и минорная тональность с четырьмя диезами! Это фа#-минор. Вот это и есть параллельные тональности. То есть это тональности с одинаковым количеством знаков при ключе, но относящимся к разным ладам: одна - к мажору, вторая - к минору. Определить параллельные тональности очень и очень легко (лайфхак), нужно всего лишь от мажорной тональности отложить вниз полтора тона (Внимание! Только вниз и только от мажорной тональности!) или проще говоря - построить малую терцию вниз.
То есть параллельная тональность до-мажора - это ля-минор. И у обеих нет знаков при ключе.
Обратная история происходит, когда вы знаете минорную тональность, но не знаете мажорную: вам нужно построить малую терцию (отложить полтора тона) вверх.
Параллельная тональность ре-минору - фа-мажор, у них один знак при ключе - сиb.
Теперь об интервалах.
Интервал - это расстояние между двумя (только двумя!) звуками и их звуковое отношение друг к другу. читать дальшеЕсли говорить проще, у каждого интервала своё звучание. Существуют консонирующие (приятно звучащие) и диссонирующие (неприятно звучащие) интервалы, а также чистые (которые звучат пусто). Но об этом подробнее, если кому нужно, расскажу в следующий раз.
Сейчас нам важно только понять, как интервалы называются и из скольких полутонов состоят. В общем, всё в интервалах считается тонами или полутонами. Я уже упоминала про малую секунду (коротко - м.2) и большую секунду (б.2), которые включают в себя полутон и тон соответственно. Дальше ми идём на расширение: малая терция (м.3) - полтора тона (по малой терции мы определяем параллельные тональности), большая терция (б.3) - два тона. Чистая кварта (ч.4) - 2,5 тона, увеличенная кварта (ув.4) или уменьшенная квинта (ум.5) - три тона (это сложный интервал, советую пока не вникать), чистая квинта (ч.5) - 3,5 тона, малая секста (м.6) - 4 тона, большая секста (б.6) - 4,5 тона, малая септима (м.7) - 5 тонов, большая септима (б.7) - 5,5 тонов, октава (ч.8) - 6 тонов. К слову, октава - это до-до, то есть две одинаковые ноты в разных регистрах(октавах).
Я надеюсь, это примерно понятно. Нам сейчас потребуются чистая кварта и чистая квина. Ч.4 и ч.5
Теперь о кварто-квинтовом круге наконец-то!
помещаю две картинки, кому какая удобнее. Лично я ориентируюсь по второй




Знаки у нас появляются постепенно, методом накапливания. читать дальшеЕсли в тональности всего один бемоль, то это только знак си-бемоль. Если при ключе два знака, то мы к си-бемолю прибавляем ещё один знак, и это только ми-бемоль.
Для того, чтобы запомнить порядок появления знаков, нужно всего лишь выучить считалочку:
фа-до-соль-ре-ля-ми-си, кошка села на такси; си-ми-ля-ре-соль-до-фа, на суку сидит дрофа.
В этой считалочке сначала перечисляются диезы, а потом - бемоли. То есть первым диезом, который у нас появится, будет фа-диез, онли он. Это, как мы видим, отражено и в кварто-квинтовом кругу
Почему называется кварто-квинтовым? читать дальшеПотому что музыковеды нашли закономерность. Разбеоёмся сначала с тем, как появляются бемоли. Возьмём ноты сиb и миb и посчитаем, сколько между ними тонов. Определяем, что между ними 2,5 тона. Теперь берём миb и ляb. Между ними тоже окажется 2,5 тона. А мы знаем, что интервал, который составляет 2,5 тона называется квартой. Таки образом, если не знать считалку, то можно найти, какой будет следующий знак в тональности от предыдущего, построив от него кварту вверх .
Теперь посмотрим на диезные тональности. Берём ноты фа# и до#. Между ними 3,5 тона, а это интервал - квинта. Между до# и соль# обнаруживается тот же интервал.
Вот вам и кварто-квинтовый круг. С названием разобрались
Лайфхаки по тому, как можно быстро находить количество знаков при ключе с помощью кварто-квинтового круга, с помощью считалки или без них. читать дальшеОтмечу, что находить знаки легче в мажорный тональностях. Можно найти знаки в мажоре, а потом просто построить малую терцию вниз и определить параллельный минор, это намного проще, чем высчитывать знаки по минору.
так что разбираемся по мажору. В диезных тональностях всё безумно просто, если мы говорим о мажоре и если знать считалку. Нужно только запомнить, что новый знак (последний по количеству) образуется на седьмой ступени тональности.
например, в ре-мажоре седьмая ступень - до, значит, будет не до, а до-диез. Понятно?))) Зная, что последний знак - до-диез, считаем сколько их будет всего, вспоминая считалку: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#. Наш последний знак - до#, значит, всего знаков в тональности ре-мажор - два.
В ля-мажоре VII ступень - соль, значит не просто соль, а соль-диез. Вспоминаем считалку, фа#-до#-соль# - получаем три знака в ля-мажоре.
Можно ещё так. Опять же, учим считалку, смотрим на картинку, видим последовательность тональностей, в который появляются диезы: соль-ре-ля-ми-си-фа#-до#. Ничего не напоминает?)) Взяли считалку и переместили названия двух первых нот в конец. Можно ориентироваться ещё так)
Теперь по бемольным тональностям (тоже мажор). Конечно, можно определять появление бемолей с помощью кварты. Потому что, если в диезных тональностях новый знак появлялся на VII ступени, то в бемольных он появляется на IV. То есть нам от первой ступени тональности нужно построить ч.4, тогда мы получим искомый знак. Например, откладываем 2,5 тона от ноты фа. Получаем ноту сиb. В считалке сиb - первый знак, который появляется, значит, в фа-мажоре при ключе один бемоль.
Построим от ноты миb, получим ноту ляb. Значит, последний знак - ляb. Считаем по считалке, сколько всего знаков будет при ключе. сиb-миb-ляb. Три знака.
Другой способ, на мой взгляд более простой. Мажорные бемольные тональности (все, кроме фа-мажора) уже в своем названии содержат слово "бемоль". Логично, что этот бемоль у нас при ключе точно будет записан (не бывает в одной тональности, например, чистой ми и одновременно миb). Так вот, мы просто к тому бемолю, которым называется тональность, прибавляем ещё один, опять-таки используя считалку.
Например, ляb мажор. Вспоминаем считалку: си-ми-ля-ре-соль-до-фа. Ляb - третий знак в считалке, прибавляем к нему ещё один - реb. Это и будет последний знак в тональности ляb-мажор. То есть в ней 4 знака при ключе.
И, опять же, смотря на таблицу, можно увидеть такую последовательность: фа-сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb. Это подтверждает предыдущий способ нахождения бемолей)))
Лайфхаки, как определить тональность любого произведения, если у вас перед глазами есть ноты. читать дальшеЕсли мы овладели кварто-квинтовым кругом, выучили считалку или вызубрили, в какой тональности, сколько знаков (в конце концов, если постоянно практиковаться, эти знания вложатся в голову сами собой. Я сейчас вообще кварто-квинтовым кругом не пользуюсь), то определять тональность произведения по нотам оказывается очень легко.
В первую очередь стоит посмотреть на первую и последнюю ноту мелодии. Если мелодия многоголосная, то ориентируемся по нижней ноте. Если это песня с аккомпанементом - по самой нижней ноте аккомпанемента.
Если первая и последняя ноты произведения разные, то забываем про первую и смотрим только на последнюю. Допустим, это нота соль.
Теперь смотрим на ключевые знаки, сколько их и какие они. Допустим, у нас при ключе два бемоля. Теперь вспоминаем, в каких тональностях у нас два бемоля: в сиb-мажоре и в соль-миноре. Оп!- вспоминаем, что соль у нас - последняя нота произведения. Значит, этот случай нам подходит!
Другой способ - определение по ключевым знакам и по слуху. Смотрим, сколько у нас знаков при ключе и какие они. Допустим, у нас при ключе три диеза. Дальше слушаем, как звучит у нас мелодия - грустно или весело. Если грустно - значит, тональность минорная (вспоминаем, что три диеза у нас только в одной минорнай тональности - фа-диез-минор), а если весело, то мажорная, то есть ля-мажор.
Можно сначала пользоваться вторым способом, чтобы развивать свой слух, а потом проверять себя первым способом.
Ещё хороший способ, если произведение у вас с аккомпанементом или содержит несколько голосов - это определение по гармонии, с помощью тонического трезвучия. Если вы не знаете, что это такое, то я могу позже подробнее рассказать.
Если коротко об этом способе: чаще всего, если произведение начинается с сильной доли, то первая гармония - тоническая, то есть гармония, содержащая звуки тонического трезвучия. Если первая гармония не такая, то последняя - уж точно тоника! В общем, если определить, какое трезвучие у нас стоит первым или последним, то легко по нему и понять тональность.
Для начинающих это способ, наверное, совсем не понятен. До того, как переходить к нему, нужно разобраться, что такое трезвучие, функции аккордов и т.д.)))
Я надеюсь, что мои объяснения будут полезны и понятны. Если возникли вопросы - постараюсь на них ответить)))
@темы: Рубрика "Звуки музыки"
повышающим хроматизмом А что значит хроматизм?
расстояние в полутон - это интервал малая секунда.
Получается, малая секунда - это самый маленький интервал?
Круто, я как раз хотела узнать, почему круг именно кварто-квинтовый) Спасибище!
А что значит хроматизм? хроматизм - это восходящее или нисходящее движение по полутонам вообще-то, а в данном случае - это повышение или понижение звука на полтона) То есть с помощью хроматизма появляются те звуки, которые в натуральном виде тональности не звучат.
Получается, малая секунда - это самый маленький интервал? да. получается так) Ну, есть ещё прима, но прима - это одна нота. То есть, допустим, ми-ми одной октавы (как бы удвоение одной ноты, проще говоря унисон) - это прима. Но сложно назвать это самым маленьким интервалом, потому что звук-то один и тот же)
Ты очень понятно и доступно объясняешь, отдельное спасибо за описание настроения разных гамм, так они становятся более понятны! Не за что! мне самой было интересно всё это написать и струкрурировать)) Если нужно разобрать ещё какую-то тему - всегда пожалуйста))
И я надеюсь в ближайшее время всё-таки написать о том или ином композиторе, если будут силы и время))
Вот я поэтому не очень понимаю приму как интервал)) То есть, почему это именно интервал, если это просто повторение одного и того же звука... У меня взорвался мозг, когда я в книжках читала про интервалы!
О, вот мне преподаватель говорил, что по последней ноте можно определить тональность. Остальные способы мне пока не очень понятны, я еще сильно не вникала в тему про трезвучия. Но вот еще с этим определением на слух - грустно звучит или весело. Я этого вообще не могу понять, весело или грустно)) Видимо, медведь на ухо наступил( А препод говорит об этом так, как будто это очень легко и всем понятно. Это правда должно быть легко?
Я этого вообще не могу понять, весело или грустно)) Это правда должно быть легко? это должно быть легко, но, возможно, это приходит с опытом. поиграй себе гаммы мажоро-минор. Например, сначала до-мажор, а потом - сразу до-минор и при этом пытайся понять ушами и сердцем, какие характеры, цветы, образы у этих тональностей для тебя. Можно послушать какие-нибудь произведения в мажоре, а потом - в одноименном миноре (то есть в миноре с тем же названием: ре-мажор - ре-минор). В общем, методом сопоставления пробуй это анализировать. Еще обязательно эти гаммы нужно петь. Если сложно играть и петь, то можно найти записи гамм в Интернете, я думаю, их везде полно. Поёшь и анализируешь свои ощущения. Попробуй неделю или две посидеть только на двух одноименных гаммах. например, до-мажор и до-минор. Играй, пой, слушай, отключай мозг и пусть работают уши, образные и цветовые ощущения, душа. А мозгу останется только эти ощущения проанализировать))
легко говорить "это просто", когда тебя с детства научили минор от мажора отличать. Во взрослом возрасте, тем более человеку, воспитанному не на классике, это может быть сложнее) мне тоже непросто судить, насколько это легко должно даваться) но попробуй вот этот метод. Сразу за неделю не научишься, конечно, но возможно понемногу начнет доходить))
О, это отличный совет! Действительно, ведь я даже не играла их и не сравнивала, а просто пыталась угадать случайную гамму, которую играл кто-то другой... Здорово! Умеешь ты направить запутавшегося ученика)) Теперь хотя бы понятно, что именно делать, чтобы разобраться. Спасибо тебе за твои замечания, может, я тоже когда-нибудь напишу свои впечатления о гаммах))
Так, щас я тоже постик про это запилю)) Хотя я не слишком хорошо разбираюсь