Расскажу немного о теории музыки. Для тех, кто только начинает её осваивать, это может оказаться полезным))
Сегодня объясню о понятиях лад, тональность, интервал и кварто-квинтовый круг.
Много букав и все про нотки Итак, все знают, что нот у нас всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля и си. Между ними так же существуют повышающие и понижающие звуки, если их можно так назвать. Это диезы и бемоли. На фортепиано - это чёрные клавиши. Что за зверь?ОоЕсли смотреть на клавиатуру, то видно, что между всеми звуками, кроме си-до и ми-фа болтаются эти чёрные клавиши. У каждой чёрной клавиши есть как минимум два названия. Если мы играем ноту до, а потом - чёрную клавишу, находящуюся справа от неё, то эта нота будет называться до-диез (по умному это можно назвать повышающей альтерацией или повышающим хроматизмом). Если же мы нажмём ноты ре, а потом чёрную клавишу, которая находится слева от неё (то есть между ре и до), то это будет ре-бемоль. А ведь на клавиатуре это одна и та же чёрная клавиша и высота звука у неё одинаковая!
В общем, запомнили: если чёрная клавиша находится выше (правее) данной ноты, то это - диез. А если ниже - бемоль.
Именно эти чёрные клавиши помогают нам создавать лад, потому что они позволяют нам слышать не только звучание тонов, но и полутонов.
Полутон - это самое маленькое расстояние между нотами читать дальше(есть и меньше, но их звучание не устанавливается, так как слишком мало для восприятия слухом). Как раз таки до--до-диез или ре--ре-бемоль является самым маленьким расстоянием между нотами. То есть если мы возьмём любую ноту на клавиатуре и нажмём вместе с ней или после неё чёрную клавишу, располагающуюся рядом (справа или слева - не имеет значения), то мы услышим самое маленькое расстояние звуков, установленное в природе.
Что же нам делать с си-до и ми-фа, между которыми нет чёрных клавиш? А ничего не делать. Расстояние между этими нотами тоже звучит как полутон, то есть так же, как если бы мы взяли белую ноту и чёрную рядом с ней. На этом полутоны на клавиатуре заканчиваются)
Для продвинутых: расстояние в полутон - это интервал малая секунда.
Теперь поговорим про тон. читать дальшездесь всё просто. Это как 1+1: полутон плюс полутон - это тон. Берём, например, ноту ре. Строим от неё полутон (малую секунду), например, вверх. Ре--ре-диез. Дальше от ре-диез строим ещё один полутон: ре-диез--ми. Теперь забываем про ре-диез и вспоминаем про крайние ноты, которые мы брали: ре и ми. Так вот, между ре и ми целый тон (то есть звуковое расстояние между ними включает в себя два полутона. При этом не нужно нажимать этот ре-диез, мы нажимаем только крайние звуки).
По интервалу - это большая секунда.
Наличие и тонов, и полутонов позволяет нам создать лад, точнее несколько ладов.
Лад - читать дальшеэто система особенного объединения тонов и полутонов. Вообще, таких ладов очень много, но классическими считаются два лада - это мажор и минор. И у каждого свои законы, которые отличают один от другого.
Мажор строится таким образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
читать дальшеВозьмём тональность до-мажор. Она самая простая, потому что в ней не используются чёрные клавиши (и соответственно в ней нет знаков при ключе, которые и помогают определить, какие чёрные клавиши нам нужно задействовать и как в данный момент они будут называться). Тональность называется до-мажор, потому что начинается с ноты до. А мажор, потому что имеет строение мажорной гаммы (тон-тон-полутон-три тона-полутон).
Строим: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до. Последнюю ноту в гамме мы всегда повторяем (нижняя до, значит, верхняя - тоже до), как бы закрепляя тональность тоническим звуком (тоникой называют первую ступень тональности).
Мы видим, что между до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля и ля-си мелькают чёрные клавиши, значит эти звуки включают в себя целый тон. Между ми-фа и си-до мы этих клавиш не видим, значит, между ними пол-тона.
Если мы сыграем эту тональность или послушаем её звучание, то поймём, что звучит она светло, радостно, скорее со знаком +, чем -.
Потренируемся и построим ещё две гаммы.
читать дальшеРе-мажор. Работаем всё по тому же принципу: смотрим, где и когда у нас используются тоны, а когда - полутоны. Раз ре-мажор, то строим от ноты ре.
Между ре и ми - целый тон. подходит. Играем ре-ми.
Дальше сталкиваемся с проблемой: нам нужен целый тон, а между ми и фа - только полтона. Что же делать? Нам нужно к фа прибавить ещё полтона, чтобы от звука ми у нас выходил целый тон. Вспоминаем про названия повышающих и понижающих нот. Повышая фа, мы называем её фа-диез Дальше диез буду записывать знаком #, принятым в музыке). Итак, играем: ре-ми-фа#.
Дальше нам нужно полтона. Между фа# и соль нет чёрных клавиш (и нет вообще никаких клавиш), значит мы имеем дело с полутоном. Играем: ре-ми-фа#-соль.
Между соль и ля есть чёрная клавиша - целый тон. Подходит. То же с ля-си. В результате Играем: ре-ми-фа#-соль-ля-си.
Дальше нам снова нужен целый тон, но между си и до только полтона. Значит, снова используем повышающую альтерацию - до становится до#.
Между последними двумя нотами у нас должен быть полутон. Проверяем: между до# и ре полтона. Всё верно.
Итак, мы получили гамму ре-мажор: ре-ми-фа#-соль-ля-си-до#-ре.
Звучит она ярко, эффектно, по-летнему солнечно. Хотя, у всех в голове могут быть свои краски. лично я слышу эту тональность так)))
В общем, мы определили, что в тональности ре-мажор у нас два знака. Эти знаки записываются в начале каждой нотной строки и называются ключевыми знаками. Если нужно, про ключевые знаки могу рассказать подробнее в другом посте
Теперь возьмём тональность ми-бемоль мажор. В самом названии тональности у нас есть подсказка, что теперь мы будем дело иметь не с диезами, а с бемолями. А стоит запомнить, что в бемольной тональности не может быть диезов, а в диезной тональности не может быть бемолей. Ну, вообще-то они могут появляться, но эти случаи мы пока не рассматриваем, они слишком сложные)))
Итак, строим ми-бемоль-мажор.Первая нота соответственно ми-бемоль (черная клавиша, находящаяся слева от ми. Далее нам нужен тон. ми-бемоль--ми - это полтона, и ми-фа - полтона. 1+1, значит, между ми-бемоль и фа - целый тон. Подходит. Между фа и соль целый тон. Тоже подходит.
Дальше нам нужно полтона, а между соль и ля-целый тон. Значит, понижаем ля и получаем ля-бемоль (дальше буду бемоль писать также специальным знаком b). Играем: миb-фа-соль-ляb.
Что же делать дальше? Нам нужен целый тон, а между ляb и си целых три полутона (то есть полтора тона). Такого мы не проходили!))) Успокаиваемся и лёгким движением руки понижаем си. Получаем сиb и расстояние между нотами в целый тон. Играем: миb-фа-соль-ляb-сиb.
Отлично. Дальше нам нужен целый тон. Снова считаем два полутона и определяем требуемую ноту. Это нота до.
Дальше нам снова нужен целый тон, тут всё нормально: до-ре - целый тон, это мы уже выучили. Ну, и напоследок нам снова нужно полтона. Между ре и миb полтона, мы вернулись туда, откуда начинали, значит, всё верно!
Для меня эта тональность звучит пастельно. Приглушённый летний жёлтый свет, чириканье птиц, заслоняемое шумом ветра.
Отлично, с мажором разобрались. Теперь учим, как строится минор. Это очень просто, потому что мажор от минора отличается всего одной нотой - третьей ступенью. Если это запомнить, это очень облегчит жизнь))
Строение минорной гаммы: тон-полутон-тон-тон-тон-тон-полутон.
сейчас подробнее разберёмся, что это значит.
читать дальшеНадеюсь, понятно, что такое третья ступень? Например, в до-мажоре третья ступень - это нота "ми". То есть до - первая, ре-вторая, ми-третья и т.д. Соответсвенно, в ре-мажоре третья ступень будет фа#, в миb-мажоре - соль.
Мы видим, что местами поменялись тон и полутон в начале гаммы. Это как раз нам и даёт то, о чем я говорила выше: с миноре меняется только третья ступень.
Для разъеснения возьмём гаммы до-мажор и до-минор. Вспоминаем до-мажор: до-ре-ми-фа-соль-ля-си.
Теперь строим до-минор. =До-ре. Дальше нам нужен полутон. Значит, будет ре-миb. Дальше снова нужен тон: миb-фа, потом идём тонами: фа-соль-ля-си. Ну и в заключение - полутон, чтобы придти в до. Си-до. Получаем гамму до-минор: до-ре-миb-фа-соль-ля-си-до.
Итак, видно, что модификации подвергласть только третья ступень: ми стала миb. То есть, если отталкиваться от мажора, то в миноре третья ступень - пониженная. Мы как будто бы на полтона сдвинули её вниз (и только её!).
Вот и всё)))
Но эта единственная видоизменённая третья ступень даётся нам совершенно другое богатство красок! Минорные тональности звучат грустно, печально, трагично. Например, для меня тональность ре-минор - вечерняя, до-минор - тональность ламенто, слёз, печали о любви, а сиb-минор - тональность смерти, чёрная тональность.
Так вот, мы выяснили, что с помощью # и b у нас появляется дофига тональностей. читать дальшеТеоретически от каждой клавиши (и от чёрной, и от белой) мы можем построить мажорную и минорную тональность. И во всех тональностях будет разное количество знаков при ключе. Без этих знаков музыка будет звучать, как вместо слова звучал бы набор букв из алфавита. То есть примерно так: шфаррцу, когда хотел вроде как сказать "привет". Тональность даётся нам разные краски, образы, цвета, настроения, мысли и подтексты. И, конечно, же, красоту и упорядоченность музыкального языка. Так что знаки при ключе очень важны, а для того, чтобы их легче было запомнить, придумали кварто-квинтовый круг.
До того, как я перейду к кварто-квинтовому кругу, расскажу ещё о двух вещах. Сначала о том, что такое параллельные тональности. читать дальшеВот я сказала о том, что не бывает тональностей с одинаковыми знаками при ключе (то есть с одинаковым их количеством). Это так, но с небольшой оговоркой: если эти тональности имеют ещё и разный лад. То есть мажорная тональность, например, с четырьмя диезами, только одна. Это ми-мажор. Но есть ещё и минорная тональность с четырьмя диезами! Это фа#-минор. Вот это и есть параллельные тональности. То есть это тональности с одинаковым количеством знаков при ключе, но относящимся к разным ладам: одна - к мажору, вторая - к минору. Определить параллельные тональности очень и очень легко (лайфхак), нужно всего лишь от мажорной тональности отложить вниз полтора тона (Внимание! Только вниз и только от мажорной тональности!) или проще говоря - построить малую терцию вниз.
То есть параллельная тональность до-мажора - это ля-минор. И у обеих нет знаков при ключе.
Обратная история происходит, когда вы знаете минорную тональность, но не знаете мажорную: вам нужно построить малую терцию (отложить полтора тона) вверх.
Параллельная тональность ре-минору - фа-мажор, у них один знак при ключе - сиb.
Теперь об интервалах.
Интервал - это расстояние между двумя (только двумя!) звуками и их звуковое отношение друг к другу. читать дальшеЕсли говорить проще, у каждого интервала своё звучание. Существуют консонирующие (приятно звучащие) и диссонирующие (неприятно звучащие) интервалы, а также чистые (которые звучат пусто). Но об этом подробнее, если кому нужно, расскажу в следующий раз.
Сейчас нам важно только понять, как интервалы называются и из скольких полутонов состоят. В общем, всё в интервалах считается тонами или полутонами. Я уже упоминала про малую секунду (коротко - м.2) и большую секунду (б.2), которые включают в себя полутон и тон соответственно. Дальше ми идём на расширение: малая терция (м.3) - полтора тона (по малой терции мы определяем параллельные тональности), большая терция (б.3) - два тона. Чистая кварта (ч.4) - 2,5 тона, увеличенная кварта (ув.4) или уменьшенная квинта (ум.5) - три тона (это сложный интервал, советую пока не вникать), чистая квинта (ч.5) - 3,5 тона, малая секста (м.6) - 4 тона, большая секста (б.6) - 4,5 тона, малая септима (м.7) - 5 тонов, большая септима (б.7) - 5,5 тонов, октава (ч.8) - 6 тонов. К слову, октава - это до-до, то есть две одинаковые ноты в разных регистрах(октавах).
Я надеюсь, это примерно понятно. Нам сейчас потребуются чистая кварта и чистая квина. Ч.4 и ч.5
Теперь о кварто-квинтовом круге наконец-то!
помещаю две картинки, кому какая удобнее. Лично я ориентируюсь по второй
Знаки у нас появляются постепенно, методом накапливания. читать дальшеЕсли в тональности всего один бемоль, то это только знак си-бемоль. Если при ключе два знака, то мы к си-бемолю прибавляем ещё один знак, и это только ми-бемоль.
Для того, чтобы запомнить порядок появления знаков, нужно всего лишь выучить считалочку:
фа-до-соль-ре-ля-ми-си, кошка села на такси; си-ми-ля-ре-соль-до-фа, на суку сидит дрофа.
В этой считалочке сначала перечисляются диезы, а потом - бемоли. То есть первым диезом, который у нас появится, будет фа-диез, онли он. Это, как мы видим, отражено и в кварто-квинтовом кругу
Почему называется кварто-квинтовым? читать дальшеПотому что музыковеды нашли закономерность. Разбеоёмся сначала с тем, как появляются бемоли. Возьмём ноты сиb и миb и посчитаем, сколько между ними тонов. Определяем, что между ними 2,5 тона. Теперь берём миb и ляb. Между ними тоже окажется 2,5 тона. А мы знаем, что интервал, который составляет 2,5 тона называется квартой. Таки образом, если не знать считалку, то можно найти, какой будет следующий знак в тональности от предыдущего, построив от него кварту вверх .
Теперь посмотрим на диезные тональности. Берём ноты фа# и до#. Между ними 3,5 тона, а это интервал - квинта. Между до# и соль# обнаруживается тот же интервал.
Вот вам и кварто-квинтовый круг. С названием разобрались
Лайфхаки по тому, как можно быстро находить количество знаков при ключе с помощью кварто-квинтового круга, с помощью считалки или без них. читать дальшеОтмечу, что находить знаки легче в мажорный тональностях. Можно найти знаки в мажоре, а потом просто построить малую терцию вниз и определить параллельный минор, это намного проще, чем высчитывать знаки по минору.
так что разбираемся по мажору. В диезных тональностях всё безумно просто, если мы говорим о мажоре и если знать считалку. Нужно только запомнить, что новый знак (последний по количеству) образуется на седьмой ступени тональности.
например, в ре-мажоре седьмая ступень - до, значит, будет не до, а до-диез. Понятно?))) Зная, что последний знак - до-диез, считаем сколько их будет всего, вспоминая считалку: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#. Наш последний знак - до#, значит, всего знаков в тональности ре-мажор - два.
В ля-мажоре VII ступень - соль, значит не просто соль, а соль-диез. Вспоминаем считалку, фа#-до#-соль# - получаем три знака в ля-мажоре.
Можно ещё так. Опять же, учим считалку, смотрим на картинку, видим последовательность тональностей, в который появляются диезы: соль-ре-ля-ми-си-фа#-до#. Ничего не напоминает?)) Взяли считалку и переместили названия двух первых нот в конец. Можно ориентироваться ещё так)
Теперь по бемольным тональностям (тоже мажор). Конечно, можно определять появление бемолей с помощью кварты. Потому что, если в диезных тональностях новый знак появлялся на VII ступени, то в бемольных он появляется на IV. То есть нам от первой ступени тональности нужно построить ч.4, тогда мы получим искомый знак. Например, откладываем 2,5 тона от ноты фа. Получаем ноту сиb. В считалке сиb - первый знак, который появляется, значит, в фа-мажоре при ключе один бемоль.
Построим от ноты миb, получим ноту ляb. Значит, последний знак - ляb. Считаем по считалке, сколько всего знаков будет при ключе. сиb-миb-ляb. Три знака.
Другой способ, на мой взгляд более простой. Мажорные бемольные тональности (все, кроме фа-мажора) уже в своем названии содержат слово "бемоль". Логично, что этот бемоль у нас при ключе точно будет записан (не бывает в одной тональности, например, чистой ми и одновременно миb). Так вот, мы просто к тому бемолю, которым называется тональность, прибавляем ещё один, опять-таки используя считалку.
Например, ляb мажор. Вспоминаем считалку: си-ми-ля-ре-соль-до-фа. Ляb - третий знак в считалке, прибавляем к нему ещё один - реb. Это и будет последний знак в тональности ляb-мажор. То есть в ней 4 знака при ключе.
И, опять же, смотря на таблицу, можно увидеть такую последовательность: фа-сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb. Это подтверждает предыдущий способ нахождения бемолей)))
Лайфхаки, как определить тональность любого произведения, если у вас перед глазами есть ноты. читать дальшеЕсли мы овладели кварто-квинтовым кругом, выучили считалку или вызубрили, в какой тональности, сколько знаков (в конце концов, если постоянно практиковаться, эти знания вложатся в голову сами собой. Я сейчас вообще кварто-квинтовым кругом не пользуюсь), то определять тональность произведения по нотам оказывается очень легко.
В первую очередь стоит посмотреть на первую и последнюю ноту мелодии. Если мелодия многоголосная, то ориентируемся по нижней ноте. Если это песня с аккомпанементом - по самой нижней ноте аккомпанемента.
Если первая и последняя ноты произведения разные, то забываем про первую и смотрим только на последнюю. Допустим, это нота соль.
Теперь смотрим на ключевые знаки, сколько их и какие они. Допустим, у нас при ключе два бемоля. Теперь вспоминаем, в каких тональностях у нас два бемоля: в сиb-мажоре и в соль-миноре. Оп!- вспоминаем, что соль у нас - последняя нота произведения. Значит, этот случай нам подходит!
Другой способ - определение по ключевым знакам и по слуху. Смотрим, сколько у нас знаков при ключе и какие они. Допустим, у нас при ключе три диеза. Дальше слушаем, как звучит у нас мелодия - грустно или весело. Если грустно - значит, тональность минорная (вспоминаем, что три диеза у нас только в одной минорнай тональности - фа-диез-минор), а если весело, то мажорная, то есть ля-мажор.
Можно сначала пользоваться вторым способом, чтобы развивать свой слух, а потом проверять себя первым способом.
Ещё хороший способ, если произведение у вас с аккомпанементом или содержит несколько голосов - это определение по гармонии, с помощью тонического трезвучия. Если вы не знаете, что это такое, то я могу позже подробнее рассказать.
Если коротко об этом способе: чаще всего, если произведение начинается с сильной доли, то первая гармония - тоническая, то есть гармония, содержащая звуки тонического трезвучия. Если первая гармония не такая, то последняя - уж точно тоника! В общем, если определить, какое трезвучие у нас стоит первым или последним, то легко по нему и понять тональность.
Для начинающих это способ, наверное, совсем не понятен. До того, как переходить к нему, нужно разобраться, что такое трезвучие, функции аккордов и т.д.)))
Я надеюсь, что мои объяснения будут полезны и понятны. Если возникли вопросы - постараюсь на них ответить)))
Звуки музыки
Расскажу немного о теории музыки. Для тех, кто только начинает её осваивать, это может оказаться полезным))
Сегодня объясню о понятиях лад, тональность, интервал и кварто-квинтовый круг.
Много букав и все про нотки
Сегодня объясню о понятиях лад, тональность, интервал и кварто-квинтовый круг.
Много букав и все про нотки