Не могу взять в толк, как люди, соприкоснувшиеся с классической музыкой, способны оставить её, бросить, вырвать из ушей и пойти куда-то на поверхность, вынырнуть из блестящего золотом озера наверх, где только тина да ошмётки нефти - этой странной современной музыки, которая похожа на обрывки одежды, замызганные, вонючие.
Зашла только что на сайт Гнесинки и посмотрела, каких великих людей она выпустила. И оказалось, что в их числе Дима билан, Вилерия, Катя Лель. Последняя добила сильнее всего, поскольку училась на дирижёрском отделении. Мне так тяжело принять, что человек не смог охватить этого величия, вобрать в себя - и ушёл. Ты словно выпил священного нектара, который дал тебе сил, а потом отправился своей дорогой, забыв поблагодарить, сворачивая горы благодаря волшебной его силе.
Но как осмелился ты?Как осмелился испачкать ноги и сердце, надсмеяться над величием, которое держало тебя за руку?!
Те, кто не слушает классику, пожалуй, со смехом воспримут мои слова. Несколько лет назад я тоже не смогла бы их понять.
Но представьте, что
читать дальшекогда-то в жизни вы посмотрели пять-десять отличных комедий, образцовых, отвечающим всем критериям жанра и не переступающих порог пошлости. И вот, они безумно вам понравились, но других хороших комедий вы не нашли. И тогда вы решаете искать везде, вокруг себя, смотря все комедии подряд. Вы включаете, просматриваете первые полчаса фильма, и он вызывает у вас отвращение: всё не то, не о том, слишком примитивно, глупо, пошло, гадко. Над такими комедиями могут смеяться только пту-шники и отъявленные извращенцы. Вы всё ищете, ищете, но чем больше смотрите, тем страшнее становится осознание, как мало хороших комедий сняли за всю историю кинематографа и до сих пор снимают.
И тогда вы решаете остановиться. Смотреть только эти пять-десять комедий, возможно, дополняя их по рекомендациям друзей или выбирая что-либо у проверенных режиссеров и актеров. Вы бы и рады сходить в кино с приятелями на новую комедию с интригующим названием, но на тридцатой минуте вас уже начинает тошнить, и тоска волнами накатывает на сознание.
Примерно то же самое происходит со мной, когда я слушаю современную музыку. Вообще не могу больше слушать её! Осталось несколько записей из "прошлой жизни", которые не блещут своей гениальностью и глубиной, а лишь вызывают ностальгию, тёплые воспоминания.
Потому что классика - это Пушкин, Достоевский, Гёте и даже, пожалуй, Эко, а современная музыка - Донцова, Емец, Ахерн.
Понимаете теперь, о чём я?
Невозможно читать стихотворения современных аффтароф после того, как почитал Мандельштама с его постоянными аллюзиями, многоплановостью, тропами, идеей, вечно, независимо от темы, прославляющим Бога и вечность и говорящим исключительно о вечном, о вечности.
А с музыкой всё ещё интереснее, ведь это самый чистый канал, поскольку невербальный. В музыке - выражаясь словами несравненного Михаила Казиника - заложены все коды Вселенной.
Гений, создавая своё произведение, закладывает в него великую идею. В литературе мы вычленяем её из предложений. В музыке её невозможно вычленить! Мы просто воспринимаем, не осознавая. Это страшно и прекрасно. Потому что если Моцарт писал о космосе в своей симфонии "Юпитер", то мы соприкасаемся с космосом и кончиками пальцев дотрагиваемся до основ бытия. А если бы Моцарт писал о ненависти, зависти, убийстве. представляете, что бы было? Это страшно и прекрасно. Страшно прекрасно. Потому что Моцарт - такой монумент, который обладает той духовной силой, которая трогает ум и душу каждого, недаром при прослушивании его музыки у человека повышается IQ.
Как-то раз спорили с одним пианистом о том, что такое классика. А классика - это искусство, проверенное временем. Так сказать, естественный отбор, оставляющий только самых духовно сильных талантов, которые способны переворачивать этот мир. Именно поэтому нельзя не любить классику. Она отобрана самим Господом Богом, чтобы делать человека выше и стройнее, вытягивать его в струнку, чтоб он мог вибрировать, резонировать. Я уверена, что если человечество снова станет слушать классическую музыку, то оно вновь расцветёт, выберется из той ямы, в которой сидит, начнёт
думать, размышлять, чувствовать.
Но
как, как встать на колени, стирая их в кровь, как сложить ладони, умоляя, чтоб человек
захотел послушать её и понять? Да, это сложно, как и всё непривычное в нашей жизни, как впервые попробовать новое блюдо или новый напиток, как впервые прочитать белый стих, но если
захотеть, то музыка вольётся в тебя тёплым золотом, обовьёт всё внутри тебя любовью, станет заботливо лечить твою душу и - в конце концов - победит. И, вставая утром на ненавистную работу, человек будет слушать Гайдна, Чайковского, Римского-Корсакова, Скрябина и понимать, что за окном снег, в кармане пять копеек, но у негоесть
Музыка. И
будет чувствовать себя счастливым, потому что не "когда у нас всё хорошо, то мы счастливы, а когда мы счастливы, тогда всё становится хорошо".
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Опыт показал: практически ни одного Нобелевского лауреата не выросло без классической музыки.
Для восприятия музыки необходима настроенность человека, как приёмника на Великие вибрации.
Музыка - вершина психоанализа.
Может быть, вся история цивилизации шла к тому, чтобы человек без вербального ряда, слушая звуковысотность, вдруг постигал величайшие тайны бытия.
Ошибочно поп-субкультуру называют музыкой, культурой, она никакого отношения к культуре не имеет, поймите, это социальное явление. Она превращает человека в конвейерное существо, в маленький винтик, чтобы он не бунтовал против своего конвейера. А великая культура все время поддерживает процент элиты Земли. И пока она существует, человек имеет право определиться, кто он: маленький винтик, или тот, к кому обращается, с кем общается Гёте или Бах.